Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

24 октября 2022 г. 14:16

3K

"Цена соли" была впервые опубликована в 1953 году под псевдонимом Клэр Морган и тут же снискала популярность и свою долю преданных почитательниц. Спустя 38 лет Хайсмит признала авторство, роман был опубликован вновь и вновь отмечен положительно. Надо признать, что для тех лет это было действительно смелое и даже шокирующее событие в литературном мире. Главными заслугами романа считается, во-первых, отход от стереотипного изображения лесбийской пары с четким делением на маскулинность/феминность образов и поведения; во-вторых, наличие счастливого финала. Первое, допустим, бесспорно, второе, на мой взгляд, довольно условно.

Итак, история достаточно проста: 19-летняя Тереза Беливет встречает Кэрол и тут же без памяти влюбляется. Все дальнейшее повествование - это, по сути, история их медленного сближения. Осложняется коллизия наличием в жизни Кэрол прошлой любовной связи (Эбби временами то лучшая подружка, то буквально третье колесо, пытающееся то ли свести героинь, то ли разлучить их). А еще есть муж Кэрол, Хардж, который пойдет на все, чтобы отобрать у Кэрол опеку над дочерью.

В итоге перед нами любовный роман с примесью детективной и экшен-линии в финале. Самое драматичное - это, конечно, борьба Кэрол за дочь (которая в то же самое время борьба за право быть собой, жить и любить в соответствии с зовом сердца, а не ожиданиями общества). История, кстати, невыдуманная, прототип Кэрол - светская львица Вирджиния Кент Катервуд, потерявшая дочь в результате детективной слежки во время бракоразводного процесса. Ситуации Кэрол сочувствуешь, ее борьбу видишь, и это сильное место в романе. При этом я не могу сказать, что сама Кэрол вызывает симпатию. Но главная моя претензия в том, что я не поверила самой истории "любви". В какой-то момент Кэрол говорит о своем муже:

Это не любовь. Это необъяснимое влечение.

Это слова как нельзя лучше описывают природу отношений и Терезы с Кэрол. Чувство Терезы - внезапное, сокрушительное, больше сосредоточенно на самом себе. Терезе нравится быть влюбленной, здесь речь не о любви к другому. Кэрол она не знает (впервые какую-то личную информацию о Кэрол она узнает ближе к середине книги, причем из разговора с Эбби), она для нее - объект почитания, любования, поклонения. Даже с дальнейшим развитием их отношений я не почувствовала близости. Да, в романе действительно есть сцены романтического характера, счастливые, пьянящие, но чаще героини оказываются в ситуациях недомолвок, полуссор, взаимного недовольства и раздражения. Конечно, это объясняется тяжелой ситуацией в жизни Кэрол, но при этом обе героини не хотят (или не умеют) говорить друг с другом. Это история двух очень разных женщин, которые испытывают влечение друг к другу в то время как пытаются сбежать от проблем личной жизни. Кэрол - от мужа и развода, Тереза - неудач в карьере и тягостных отношений с Ричардом.

Огромное место в судьбе Терезы и развитии романа с Кэрол играет сюжет предательства. Мать, оставившая Терезу в юности, Кэрол, оставившая ее ради дочери, - эти два события для Терезы одинаково сокрушительны. Инфантильность и некая внутренняя нечуткость Терезы действительно поражают. При этом Кэрол я не оправдываю, та тоже любит поиграть в угадайку. В общем, поведение обеих нередко вызывало много вопросов и недоверия. Именно поэтому в "счастливый" финал не верится совершенно. Финал - попытка построить отношения, а не "жили они долго и счастливо". Что ж, это лучше, чем ничего, но в благополучное совместное будущее все равно верится слабо.

Оценивать роман не стану. Он любопытен, он очень кинематографичен (заметно, что Хайсмит прямо смакует сценичность отдельных описаний, действий), но характеры героинь абсолютно чужды мне. Считается, что в образе Терезы много от самой Хайсмит, а ту и биографы, и знакомые неоднократно характеризовали как человека тяжелого, недоброжелательного и неприятного вплоть до жестокости и человеконенавистничества. В Терезе что-то такое явно есть, это персонаж, которого сложно явно обвинить в каких-то пороках, но который вызывает подспудное отторжение. Делаю вывод, что Хайсмит - автор не мой и знакомство на этом стоит завершить.