Больше рецензий

24 октября 2022 г. 05:28

213

5 "Дальше вверх, дальше вглубь..." постигая грани главной книги человечества.

Вот я и стала достаточно взрослой, чтобы читать сказки. Познакомилась с циклом впервые и объясняю этот факт отсутствием интереса к фэнтези. О том, чтобы прочитать Нарнию, Гарри Поттера, Властелина Колец начала задумываться только сейчас, причиной являются всё же собственные дети в большей степени. Обычно я читаю романы или циклы романов предпочтительно в русле реализма, в этом мире литературы чувствую себя комфортно и не стремлюсь тут что-то менять. Но так вышло, что фэнтези Льюиса меня приятно удивило. И этот жанр я открыла для себя только сейчас по-настоящему, прочитав залпом 7 этих великолепных повестей.

Сказка может быть интересной, теперь и я это знаю. Я рада примкнуть к миллионам почитателей Хроник Нарнии и с гордостью могу сказать, что страна Аслана стала частью моей души. Теперь я с нетерпением жду момента, когда смогу поделиться этим миром со своими детьми. И уверена, что нет лучшего способа познакомить подростка с Богом и смыслом священного писания, со светлыми идеалами христианства.

Моё посвящение шло тернистым путём: начало цикла вызвало сильный эмоциональный отклик, история поглотила, заставила прожить приключения словно наяву, но финал первой повести и следующая - "Лев, колдунья и платяной шкаф" породили сомнения и недовольство, появились вопросы. Причина в извечном конфликте душ невоцервлённых, сопротивляющихся кристально простому и ясному мировосприятию христианина преданного, истинного. Уверена, что все, кто как и я далеки от религиозного сознания, споткнутся именно на первой и второй повести. Это самый сложный момент цикла. Момент истины, который здорово может поделить читателей на "за" и "против". Да, я почувствовала сопротивление, то состояние, когда не можешь что-то принять. А почему - сложный вопрос: не понимаю, недостаточно верю? Вот что в сущности меня смущает: слишком просто, слишком категорично, нет полутонов - герой или отрицательный и заслуживает наказания, смерти, мучений, или положительный. Положительный герой ведом, он не сам принимает решение. Он испытывает давление неких стихий, по одну сторону истина, по другую ложный путь. И другого просто нет. Только Аслан знает верное решение, только к нему нужно прислушаться, отключив эмоции, и лучше вообще не думать. Делай, как велит Аслан. Это никак не вяжется в моём восприятии с реальной жизнью, мир видится сложнее, многограннее. Каждая личность наделена множеством противоречивых чувств, эмоций. Есть обстоятельства, которые порой вынуждают человека поступить так или иначе, есть вера, принципы, условия жизни и предложенные возможности, которые у каждого различаются и продиктованы множеством разных причин. Нельзя так категорично провести черту и развести всё человечество на два типажа, причем с такой лёгкостью, как это делает Льюис. Так мне казалось после первой и второй повести.

Но дальше, начиная с третьей повести, Льюис объясняет, почему ребёнку стоит в это поверить. И автор снова меня удивил. С третьей повести резко ужесточается обсуждаемый материал, краски сгущаются, и сказка сменяется грязной унылой реальностью: торговля детьми, ранние браки, голод, побои - описывается насилие над детьми в Тархистане и военный заговор.

Читается это всё с интересом. По стилистике текст густо замешен яркими волшебными персонажами, сюжет многослойный, много интригующих моментов, эффектных деталей из фантастических миров, тщательно продумана география, интерьеры, костюмы. Ребёнка будет не оторвать, уж очень захватывающие истории. И мимоходом есть о чём задуматься: отрицательные персонажи становятся всё выразительней. Может, рассчитано, что читатель подрос, уже прочитаны две повести. Возможно, в 11-ть подросток в полной мере оценит конфликт добра и зла. Всё-таки войны за Аслана, изображённые в книге, праведные. Эти убийства поданы так, что ничуть не вызывают сомнения в их неизбежности. Герои убивают, спасая жизни друзей, прекрасных невинных созданий. Человек - не бессловесная безвольная овца, мы созданы способными бороться за своё счастье, человек имеет право защищать себя и свои идеалы.

Интересно высказывание, о том, что всем мирам рано или поздно приходит конец. Аслан уничтожает созданный им мир, когда было искажено, попрано имя Бога. Восхитительно изображена в последней части дьявольская сущность - богиня Таш и гномы, отрёкшиеся от Бога, для которых  стало недоступно царство Божие.

Ещё хочу отметить несколько запомнившихся акцентов, ради которых стоит прочесть цикл в любом возрасте, даже если вы не увлекаетесь фэнтези:

✔️ Каждая повесть подобна лавине: если начинаешь читать, то уже не можешь остановиться. У автора есть чему поучиться в плане искусства удерживать внимание читателя.

✔️ Книга потрясающе манифестирует благородство и честь, мужество и самоотверженность.

✔️ Красиво завуалированы ключевые идеи христианства: автор создаёт запоминающиеся образы, обладающие притягательной силой, магией очарования.