Больше рецензий

21 октября 2013 г. 08:04

622

«Нубук» - это интересное художественное исследование событий начала до сих пор ещё не кончившейся перестройки. Сегодня уже нет бюста Ленина в зале ожидания Ленинградского вокзала в Москве. Погибли миллионы соотечественников на войнах с врагом и без врага. Но жива память, память творческих людей, запечатлевшая все безобразие, бесправие и безнадёгу перестроечных лет. Что оставалось делать молодым и не очень, имея за плечами определённый опыт, годный или вообще негодный для новой жизни?
Только сопротивляться, шевелиться, любыми усилиями добывать средства на жизнь. Можно их за это осуждать, давать самые нелестные оценки, но делать подобные шаги можно, только побывав в коже человека России 90-х годов. Это с успехом возможно испытать, прочитав книгу Романа Сенчина «Нубук».

Главный герой многогранен. Если допустить, что его личность автобиографична, сходная с самим автором, то все равно удостоверяешься, что перед тобой даже не дневники, а великое романическое полотно. Словно годы бесед с психоаналитиком прояснили все мельчайшие чувства, эмоции, желания автора.
Но обо всём по порядку. Главным двигателем жизненных поступков героя я считаю страхи. Страх перед будущим, даже за свою жизнь и здоровье, страх тюрьмы и потери свободы в более широком смысле. Идиллия деревенской жизни с контрастом невыносимости физического труда открывает широкие возможности конструирования собственной судьбы. Но это реально, когда рядом с тобой любимая женщина. У героя её не было. Мог ли он вообще полюбить кого-то? Конечно, мог, не такой уж он придирчивый. Романа Сенчина ругают за жёсткость женских образов. Но это всегда продиктовано авторским замыслом. Самодостаточность героев, их терпкое отношение к личной свободе, высокое жизненное предназначение сходу заявляют о гордости, своеобразном второстепенном месте женщины в жизни в мужчины.
Но не будем отвлекаться. «Нубук» несёт в себе все признаки классического романа. Интересный сюжет, линии разных героев, лирические отступления, описания природы и городской местности, идейное наполнение. И это с обязательной авторской оценкой, оставляя читателю право на личное мнение, многоголосие. Конечно, корень всех зол общества – политика. Споры в поезде, беседы с соседом, новости СМИ наталкивают на бессмысленность действий властных структур. И поднимая руку на соседа, герой, словно палач, исполняет приговор всей неведомой силе, виновной в бедах народа.
Интересный поворот сюжета в главах о командировке в Карелию. Будничность и печальный финал словно возвращают героя в тиски собственной неопределённости. Размеренной жизни пришёл конец. Ответственность невыносимым грузом опускает героя в отчаяние. Душевное состояние жаждет выхода. И разорение хозяина наводит на мысль о возвращении в деревню.
Новую обувь себе и родителям герой не оставил. Будет ли он помнить этот печальный опыт впоследствии неизвестно. Но он испытал свою нужность, вкус новой жизни, а это уже не отнять. И следующая попытка «его университетов» должна выйти удачнее.