Больше рецензий

Roman-br

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 октября 2013 г. 06:33

1K

4

Одномерный человек - light

Книга Герберта Маркузе содержит критику общества потребления и обсуждение вероятности выхода из такого общественного устройства. Поскольку книга написана философом, испытавшим влияние фрейдизма и марксизма, да еще и довольно давно, в 1964 году, то, многим стиль книги, изобилующий философскими терминами, кажется тяжелым. Поэтому, здесь - мое краткое, вольное и упрощенное изложение книги.

За счет небывалых технологических успехов современное общество достигло высокой эффективности производства. Естественным и желаемым следствием этого могло бы быть уменьшение рабочего времени и увеличение личной свободы, которую следовало бы направить на развитие личности, удовлетворения истинных потребностей, побег от рутины повседневности. То есть, на все то, ради чего и стоит жить (по мнению автора, конечно). Но не тут-то было!

Система развитого индустриального общества устроена таким образом, что она стремится к поддержанию самой себя, то есть, к подавлению выше упомянутого сценария с постепенным освобождением человека от изнурительного труда. Это достигается навязыванием людям ложных потребностей (посредством рекламы, масс-медиа, моды, и. т. д.), во имя удовлетворения которых, люди работают и приспосабливаются к системе. Какие потребности ложные, а какие истинные определяется самим индивидом, но только тогда, когда он в состоянии сделать самостоятельное суждение. Маркузе, как мне кажется, вскользь, но очень точно формулирует истинные потребности, как очевидно необходимые (еда, одежда, дом) и те, которые соответствуют культурному уровню индивида.

Индустриальное общество постепенно становится тоталитарным, в том смысле, что оно проникает во все сферы жизни человека: политику, религию, организацию труда, язык, литературу, искусство, философию и т. д. В языке, например, это тоталитарное влияние проявляется в тенденции говорить, использую клише, то есть вместе с названием предмета указывать и некоторые его свойства. Такой язык крайне неудобен для критического мышления, но может быть использован для насаждения и абсорбции уже готовых идей. В культуре вообще, происходит сглаживание всех противоречий и, тем самым, отход от возможности критического анализа существующего порядка. Другими словами, Маркузе заумно называет это невозможностью трансенденции (то есть выхода за пределы данного состояния, перехода к новому качеству). В организации труда (и не только!) система проявляет себя тотальным администрированием , в политике - полит-технологиями используемыми для манипулирования общественным мнением, в искусстве - отказом от "высокого искусства" в пользу искусства для всех.( Не о современном ли искусстве, с его главным утверждением, что все может быть искусством, говорит философ?)

Четкого практического решения этой проблемы Маркузе не предлагает. Вместо этого он, скорее, "прикидывает" шансы человечества выбраться из этого тупика. Упоминается тенденция критических мыслящих людей к эскапизму (побегу от повседневности в свой "мир"), большая степень свободы искусства, которое может называть вещи своими именами и высказывается осторожная надежда на то что люди добровольно откажутся от ложных, навязанных им социумом потребностей.

PS. А я вот - страстный собиратель книг. Не следствие ли это книжного дефицита в советское время!? Не общество ли мне навязало эту, быть может ложную, потребность еще в юном возрасте. О ужас, ужас, ужас!...Пойду рефлексировать...