Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2013 г. 00:00

448

4

Каждая историческая эпоха имеет своё знаменательное событие, которое в корне меняет весь дальнейший путь развития. Таковыми в различное время стали: Неолитическая революция, Крестовые походы, Столетняя война, открытие Колумбом Америки, Промышленный переворот, Наполеоновские войны, Первая и Вторая мировые войны, атаки террористов 11 сентября 2001 года…

Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительных и привлекательных авантюр в мировой истории. Уже сами современники эпохи Крестовых походов проявляли к этому событию немалый интерес. Ведь как можно было объяснить, что толпы людей, оставив своих родных, дом, имущество, отправлялись в неведанном направлении, сражаться с тем, кто уже покорил полмира? Конечно, мало кто в то время мог и предполагать об истинных намерениях рыцарей-феодалов, устремляющихся к заветному Иерусалиму скорее под воздействием «сказок» о несметных сокровищах Востока и «реках мёду» на землях, захваченных мусульманами, нежели руководствуясь желанием «освободить Святую Землю» (о чём, собственно, и заявлялось). Вся правда раскроется позднее, но и после этого оставалось ещё много вопросов. До последнего времени, говоря об этой непростой эпохе в жизни средневекового человека, авторы скорее затрагивали сами крестовые походы, рассматривали быт феодалов в походах, и совсем забывали о противоположной стороне. Как реагировали на крестовые походы представители мусульманского мира, как планировали и осуществляли свои ответные акции, каковы были их взаимоотношения с государствами, созданными крестоносцами на захваченной территории, наконец, даже сама история государств крестоносцев почему-то оставалась за границами внимания исследователей. А ведь, согласитесь, без этих весьма важных моментов вряд ли можно говорить о полной картине эпохи Крестовых походов.

Книга французского исследователя Пьера Виймара и заполняет этот пробел в уже имеющейся обширной литературе по одной из самых захватывающих страниц в истории Средних веков. Автор подробно рассматривает как сами крестовые походы, так и создание всех крестоносных государств, каждому из которых посвящены отдельные главы. Интересен и обзор тех перемен, что произошли в мусульманском мире, под воздействием вторжения воинов Христа, борьба за объединение мусульманского Востока, история исламских правителей, которые вели войну против европейских поселенцев. Лично мне книга Пьера Виймара понравилась ещё и тем, что в ней ярко показаны образы основных участников-руководителей походов, проанализированы их непростые взаимоотношения как с византийским императором, так и друг с другом, тонко подмечены узловые моменты походов и проанализированы мотивы, казалось, самых невероятных поворотов военных компаний. Вместе с тем, всё это неминуемо приводит к большому нагромождению фактов и событий, автор прыгает от одного крестноносного отряда к другому, а затем возвращается к первому, так что книгу приходилось читать детально внимательно и с карандашом в руке. Каждая глава предварена выдержками как из европейских хроник, так и произведений арабских авторов (помимо того, что их много и в самом тексте). Жаль только, что Пьер Виймар ограничивается лишь первым и вторым крестовым походом.

Флэшмоб "Нон-фикшн"

Комментарии

Комментарий удалён.

Я бы сказала, что книга Пьера Виймара заполняет пробел скорее в русскоязычной историографии, хотя и здесь в общем есть работы по теме - у того же Заборова, Степаненко. А на Западе тема взаимоотношений христиан и мусульман во время походов достаточно популярна.

И насчёт "истинных намерений" рыцарей я бы поспорила. :) Да, разумеется, прагматические соображения никак нельзя исключать. Но в менталитете людей того времени они вполне мирно соседствовали с глубоким религиозным чувством. Особенно, если взять простой люд, который толпами шёл в Святую Землю, а кто не шёл, тот жертвовал на благое дело.


Никто и не спорит, тем более, если учесть, что данная книга Пьера Виймара – далеко не новая (это очередное переиздание). С книгами Михаила Заборова, конечно же знаком (ведь учился в своё время на истфаке, да и очень увлекался этим вопросом). Заборов, конечно же, творил в советскую эпоху, а потому это не могло не наложить свой отпечаток на его работу. Вот что мне в его книгах нравиться – так это хороший анализ источников и историографии: взять те же соответствующие издания «Историография крестовых походов» и «История крестовых походов в документах и материалах».
Что до вопроса о том, что двигало крестоносцами в их замыслах – конечно, у каждого своё мнение. Пусть оно таковым и останется. Только тот же Заборов хорошо их и раскрывает. Религиозных фанатиков не так уж и много. Это первые крестовые походы двигались вопросами веры, однако уже после первых столкновения с арабами, пыл христиан заметно снизился, и стали выдвигаться вперёд уже совсем иные причины. Тот же четвёртый крестовый поход это заметно показал. Когда крестоносцы помогли императору восстановиться на престоле, а тот им обещанной за это награды не дал – они просто не пошли на Иерусалим – а повернули на Север, уничтожили и безжалостно разграбили, между прочим, таких же христиан, как и они сами. Или взять другой пример, который вошёл в историю как Крестовый поход детей. Ребят в возрасте 6 – 16 лет направили на борьбу с неверными, а на самом деле просто продали тем же неверным в рабство. И таких примеров – не счесть… Хотя в самих документах – воспоминаниях крестовых походов, вы, конечно, об этом не прочтёте.


Да, советские реалии наложили свой отпечаток и на исторические исследования. Но если отбросить идеологию, то с фактологией, добросовестностью у советских историков всё в порядке.

Насчёт того, что двигало крестоносцами. Я скорее имела ввиду, что то, что мы сегодня называем религиозным фанатизмом, тогда было естественной частью личности. Та же история крестового похода детей - ведь никто специально не агитировал, не планировал "сделку". Хватило толчка. Кому-то что-то привиделось, и пошли толпы к морю в надежде, что оно расступится и пропустит невинных детей в Святую Землю. Ну а итальянские купцы просто воспользовались ситуацией.

О, коллега. :)