Больше рецензий

garatty

Эксперт

Дилетант Лайвлиба

17 октября 2013 г. 08:02

378

4

Гете и Л.Толстой были самыми удачливыми и внешне счастливыми из гениальных людей, но один говорит, что за всю жизнь у него было всего несколько счастливых часов, другой же хотел покончить с собой.


Всё о том же. Можно только подивиться на глубину проникновения Бердяева в свою тему. Он пытается нырнуть поглубже, до самой сути. В каждом его трактате раскрывается практически одна и та же тема – взаимоотношения Бога и человека. Его мучает проблема, которая выражается в извечном вопросе – чего от него хочет Бог? Что он должен сделать? Что угодно Богу? Внешняя церковность? Внешнее благообразие? Нет. Внутренняя церковность и внутреннее благообразие. Богу угодна свободная духовная жизнь человека. И в этом плане не всё страдание есть зло, что есть и иное страдание. Страдание, порождающее в человеке тягу к познанию, к просветлению. Страдание может дать глубину человеку. Он называет это страдание не злом, а добром.

Этот небольшой по размеру трактат похож на своеобразное программное произведение. Бердяев кратко пробегается по своим философским воззрениям, касаясь основных тем и вопросов своего миросозерцания. По большому счету почти ничего нового для меня эта работа не открыла. В "Философии свободного духа" было, как мне кажется и поподробней и поинтересней, но, в любом случае, и эта работа показалась мне увлекательной. Каждый раз дивлюсь, как автору удается писать увлекательно в таком жанре как философская литература. А название представляет собой главную и глубинную проблему, которую видит Бердяев в земном существовании.

Нам говорили, что Бог присутствует во всем. Но присутствие Бога невозможно найти в чуме и холере, в убийствах, в ненависти и жестокости, в насилиях, в зле и тьме. Ложное ученье о Промысле вело к рабьему преклонению перед силой и властью, к апофеозу успеха в этом мире, в конце концов к оправданию зла…
Бог присутствует в свободе и любви, в истине и правде, в красоте. И перед лицом зла и неправды Он присутствует не как судья и каратель, а как оценка и как совесть.


P.S. В первой же главе трактата Бердяев передает привет всем атеистам и благодарит их за участие в христианской жизни. Потому что без их острой критики не могло бы существовать развития и динамики в христианстве. Атеисты задают сложные и вечные вопросы христианству и тем самым делают эту религию динамичной и развивающейся.