Больше рецензий

17 октября 2022 г. 17:08

343

4 "Одинокий пишущий человек" на первое, второе и компот.

«Одинокий пишущий человек» Дины Рубиной – солянка, в которой нужно разобраться.

Знакомство с творчеством Дины Ильиничны я начала с «Одинокого пишущего человек». До этого я слышала об этом авторе, но не обращала внимания. Эту книгу мне посоветовала мой школьный учитель русского языка и литературы потому, что я сама решила писать книги, а значит, мне будет полезна. Что ж, будем читать.

Скажу сразу, что книга достаточно объемная. 600 страниц. Читала я её ровно месяц с перерывов на пару недель. Да, признаюсь, читать было тяжело. Почему так вышло? Всё просто, не сошлись ожидания и реальность.

Почему-то я решила, что это будет прелюбопытнейшее жизнеописание Дины Рубиной. Но нет. (Это уже в самом конце, когда я закрыла последнюю страницу, я сделала для себя вывод – это книга о прожитой на данный момент жизни автора). Что-то вроде мемуаров.

Первый момент, который бы я отметила. В книге есть интересные моменты из солнечной детстве автора в Узбекистане: об арбузах, тёплом солнце и непередаваемом счастье. Именно эти страницы пронизаны любовью, потому что связаны с родителями и детством. Интересно читать. Словно стоишь рядом и наблюдаешь за происходящим. И таких моментов много, когда Дина Рубина рассказывает об интересных, страшных или загадочных моментах своей жизни. В такие обрывки уходишь вместе с головой.

Второй момент – это отсылки к уже давно написанным произведениям. Автор подводит итог уже написанной книге, подчеркивая, ЧТО она хотела донести до читателя, проговаривая вслух, откуда пришла идея и почему ТАК завернулся сюжет. Тяжело читать такие моменты, когда не знаком с предыдущими книгами. Честно скажу, мне было скучно и даже в какой-то степени неловко. Тут возникает мысль, что автор доверяет тебе самое ценное, словно потряхивает тебя по плечу и говорит: «А помнишь, когда мы с тобой…» А ты не помнишь, потому что и не знал. Да потому что и не был тем самым старым другом, который в курсе твоих событий. А автор продолжает вспоминать, а ты растеряно отводишь глаза в сторону, неловко кивая головой. Не стоит браться за «»Одинокого…», если не читал других. Хотя бы парочку.

Третий момент – это именно то, ради чего я, собственно, и села читать книгу. Вооружившись блокнотом и ручкой, я ждала советы. Какие советы? А как принято в писательской среде: «Дайте мне книгу о том, как написать книгу, и я напишу книгу». Я ждала вот так прям по пунктам, что мне будет советовать Дина Рубина. Но пунктов не было. Точнее, я выделила их для себя, но эти «пункты» были плавно «размазаны» по все книге, так что пришлось собирать их по крупицам.

Ловите их, ленивые писатели. Эти советы прозвучат уже в моей интерпретации так, как я их поняла, приняла и взяла себе на заметку:

1. Если хотите стать хорошим автором, больше слушайте и меньше говорите. Ваша задача – собирать всё, что услышите: чужая история, событие, мысль, мнение. Всё это может пригодиться. Не ленитесь, записывайте в блокнот. Собирайте всё!

2. Не бойтесь выкидывать из книги лишние куски истории. Не вяжется с сюжетом? Вырезайте безжалостно! Не клейте и не прибивайте то, что не клеится и не прибивается. Вырезайте! Плачьте, но вырезайте! Но не выбрасывайте. В третьей книге обязательно пригодится! Или в пятой.

3. Если хотите, чтобы вам поверили – описывайте всё – звуки, запахи (О, эти запахи! Именно они имеют дерзость вырывать из нашей памяти то, что мы уже забыли), прикосновения, окружение. Мы не живём в вакууме. Нас постоянно что-то окружает. Дайте читателю почувствовать то, что чувствовали вы. Не рассказывайте – показывайте (уже было говорено тысячу раз).

4. Не обещайте людям написать про них книгу. Так не выйдет. Точнее, книга выйдет, но получится скучно. Это вашему другу интересно, как кошки бегали в деревне, или его бабушка ходила в цветастом платье собирать яйца у куриц. А читателю это неинтересно, потому что нужен сюжет, нужна интрига, нужны яркие переживания. Драма, наконец, нужна! А тут друг ваш бережно лелеет свои занавесочки. Еще и обидится, если вы укажете, что занавески были белые, а не с цветочками как в его детстве. Просто скажите, что можете взять эпизод из его жизни с его позволения для своей новой книги, но не более. А если ему хочется мемуаров, так это ему самому надо писать. Так честнее будет.

Вот, что я поняла и запомнила из этой книги. Прочитала я её почти полтора месяца назад. Возможно, уже и забыла многое. Но именно с этой книги я бы хотела начать свой литературный АнтиФонарь.

Источник