Больше рецензий

17 октября 2022 г. 12:14

464

3

Фильм не смотрела, но с преамбулой была знакома, и почему-то думала, что это будет лёгкая и весёлая книжка. Но она оказалась пресной.

О сюжете, наверное, все наслышаны, но всё же: тёща Ипполита Воробьянинова перед смертью открывает зятю страшный секрет – в один из двенадцати стульев она зашила свои бриллианты. Дело, как говорится, за малым: поскольку гарнитур пошёл по свету, его теперь предстоит найти. В самом начале этого тернистого пути Ипполит знакомится с профессиональным мошенником Остапом Бендером и – вопреки своему желанию – берёт его в долю. Однако о заначке становится известно и представителю православной церкви, отцу Фёдору. Он тоже решает разбогатеть и пускается по их следу…

Из светлого: я узнала, откуда появилась Эллочка Людоедочка, знаменитая своим умением обходиться в быту всего тридцатью словами, и крылатые фразы, вроде «Ключи от квартиры, где деньги лежат», «Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих», «Утром – деньги, вечером – стулья». Правда, не уверена, что они стали таковыми благодаря книге, а не фильму, который, полагаю, сильно нивелировал недостатки текста.

А они сводятся к двум моментам: почти полному отсутствию описаний и картонным образам героев. Тут нет полноценных описаний природы, интерьера, окружающей обстановки – авторы отводят этому буквально пару строк, отдавая предпочтение действиям, во многом поэтому мне так и не удалось погрузиться в историю, и «фильм» в моей голове шёл какими-то отдельными эпизодами.

Что касается героев, то Ипполит Воробьянинов, который к концу истории получает кликуху Киса, представлен недалёким и несуразным. Он не полноценный компаньон, а будто ребёнок, таскающийся за взрослым с мольбами о куске хлеба. Остап Бендер пусть и не тянет на великого комбинатора, как его называют авторы в тексте, но он довольно находчив – и совсем не обаятелен. Диалоги не раскрывают их личности – да вообще ничьи.

Бальзамом на душу ложились лишь письма отца Фёдора к жене, дорогой и бесценной Кате.

И пока я пыталась понять причины, по которым мне было так пресно и скучно это читать, подумалось: а ведь рассказы Вудхауса про Дживса и Вустера построены примерно по той же схеме – но у него это работает.

В общем, как ни крути, а дело в исполнении. Возможно, восторженные отзывы связаны с ностальгией, очарованием фильма и переносом всех этих чувств на первоисточник, который хоть и не лишен своих достоинств, но, ей-богу, далёк от идеала.

Прочитана в рамках игры «Собери их всех» (турнир).