Больше рецензий

16 октября 2013 г. 06:33

324

Проходит время. Не торопясь, мы перелистываем одну за другой страницы прожитых лет, веков. Но есть надобность окинуть взглядом окружающую жизнь, чтобы разобраться в сложившейся обстановке, выяснить - какой путь выбрать человеку. Это под силу только большим писателям.

Именно такую задачу поставил в своем романе «Информация» для себя Роман Сенчин.

Для вдумчивого анализа всей книги требуется абстрагирование от непростого, богатого перипетиями, сегодняшнего дня, чтобы все проблемы, которые являются важными и серьёзными для нас сегодня, выпали в исторический осадок. И тогда великие филологи будущего смогут донести до людей всю глубину сенчинского замысла.

А пока кратко поделюсь личными впечатлениями, возникшими после чтения книги.

Главный герой, как представитель целой страны и продолжатель дел великих предков, описан подробно. Мысли, поступки, планы и мечты, события – всё характеризует этого человека даже не со всех сторон, а досконально – и снаружи, и изнутри. Как ни парадоксально прозвучит, я считаю его идейным мизантропом. Роман Сенчин уже упоминал это понятие в статье о сериале «Краткий курс семейной жизни», в контексте того, что такие люди не могут иметь отношений с окружающими. В «Информации» много свидетельств в пользу этого мнения. Герой был брезгливым, не мог находиться в местах общего пользования, с незнакомыми людьми имел затруднения при общении, так и не встретил настоящую любовь. Автор ведёт повествование от первого лица, поэтому далее для удобства буду называть героя Мизантропом.

В романе в разных контекстах упоминается Лев Толстой, его «Крейцерова соната», Достоевский и его «Подросток». Но мне более приемлемо вспомнить Чехова и «Человека в футляре».

Необходимая чеховская цитата поможет более точно воспринимать мой довод: «… у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».

Мизантроп всё же искал счастье. Трудно сказать - был ли он холериком или меланхоликом. Описывается его детство и юность. Но время перестройки наложило огромный груз на развитие его личности. Конечно, главным злом был страх. И что в итоге получилось? Тупиковая ситуация. Вынужден был сам мучиться, и других мучить.


Ещё по прочтении книги я пришёл к мысли о «Вороне» Боккаччо, где высмеиваются различные пороки женского пола. В «Информации» также нелицеприятно описаны почти все женщины, кроме пациентки в больнице, где обмороженный Мизантроп лечил ногу, и жены Свечина на вечеринке в баре. Познать женщину до конца невозможно. И мужчине нельзя однобоко скатываться либо к положительным, либо к отрицательным оценкам. Мизантроп всегда имел потребность в девушке, но не в любви, ни направленной на него, ни от себя. Можно приводить много объяснений этому, но здесь читателям остаётся только сочувствовать герою .

Роман Сенчин виртуозно изображает страдания Мизантропа. Читатель заворожён, есть желание и помочь советом выдуманному герою, и примерить на себя этот образ, как поведёшь ты сам в подобной ситуации.

Отдельной линией выступает в романе образ православия – от врачебного совета Мизантропу молиться Богу от возможной ампутации ноги, подарка иконы Николая от коллеги, поездки в Лавру с Ангелиной, крестин дочери любимой Полины до командировки и статьи в защиту православного храма в Дагестане и вынужденного затворничества в своей квартире в финале романа, будто инок. Часто говорится в романе о смирении. В прямом и ироничном смысле. О жизни монахов и их питании корешками. И сам герой в разговоре с матерью Полины называет себя агностиком.

Но почему не сложилась личная жизнь Мизантропа? С Ангелиной шансы упали, как только он показал незнание имени Софьи Перовской. Что поделать, раз они разные люди! Пусть герой объясняет неудачу тем, что был недостаточно настойчивым, я считаю, что необходимо было меняться внутренне, но в подобном возрасте это уже невозможно.

В огромном количестве в романе присутствуют лирические отступления – о политической жизни, религии, о русских Иванах, о порноиндустрии и многом другом. Задача выстроить многоголосие в романе этим была выполнена успешно.

Заслуживают внимания образы творческой интеллигенции: Ангелины, как философа и критика, Свечина, как известного писателя, Сергея, как программного оппозиционера. Нынешние реалии требуют появления нового соответствующего жизни поколения. По-моему, оно есть. Как оценивать и принимать результаты – сложно сказать. Но это уже не согласное большинство. Посмотрим, что будет дальше в России. Думаю, нас ждут позитивные перемены.

Интересно было бы прочитать в романе о форуме в Липках, куда должен был поехать герой с Ангелиной. Но автор решил этого не делать. Это его право. Думаю, роман смотрелся более выигрышно.

В завершении скажу, что книга удалась. Проделана огромная работа, есть отсылки к прототипам, но в каждой строчке кричит образ России. Страна заслуживает большего, успешных начинаний, счастливой жизни всех поколений, мирового признания заслуг страны. Сделать это реальностью способны ныне живущие люди, только нужно отстаивать свои права, бороться за справедливость и правду, стремиться к красоте душ и поступков. Мы этого достойны. И скоро так и будет.

Проходит время. Не торопясь, мы перелистываем одну за другой страницы прожитых лет, веков. Но есть надобность окинуть взглядом окружающую жизнь, чтобы разобраться в сложившейся обстановке, выяснить - какой путь выбрать человеку. Это под силу только большим писателям. И именно таким и становится Роман Сенчин.