Больше рецензий

15 октября 2022 г. 19:30

1K

4 Вечные размышления Ф. М. Достоевского

Прочтение «Идиота» вызвали у меня сложности в прочтении и понимании. Это даже хуже «Бесов»! Сюжет напоминает какую-то длинную пьесу с отступлением на христианские мотивы и с рассуждением о нигилистах и религии. Подобные отступления в духе Достоевского, однако в этом романе слишком много подобных рассуждений. И все они никак иной раз не связаны с повествованием общего сюжета: многочисленные лица, которых можно разделить на верующих и нигилистов. Если человек отрицает религию, бога, то он становится падшим ангелом, может превратиться в сумасшедшего и помешенного человека, который никак не может существовать в мире, где каждый порядочный человек должен молиться о своих грехах, сострадать.

С самого начала нам рассказывают про князя Мышкина, который после лечения в Швейцарии возвращается в Петербург. Лев Николаевич представлен как добродетель, понимающий человек. Он болен, отчего и людям доверяет безропотного, сострадает и желает помочь каждой несчастной душе. Мышкин производит впечатление наивного человека, который и помыслить не может о коварстве, зле, даже на все насмешки он реагирует как-то отвлечённо. Его не волнует мнение окружения, он часто рассуждает на высокие духовные и нравственные темы: «как же мог он подчиниться вере… нехристианской?.. Католичество – всё равно что вера нехристианская!..»

После долгих и волнительных бесед у Льва Николаевича случались припадки. Он предстаёт в роли Иисуса, желающий донести людям, казалось бы, простые истины. Так как на тот момент времени в обществе накапливались мнения, что можно прожить без бога, человек – самостоятельная единица. Нигилизм достиг в произведении полного раскрытия. Даже люди, которые не причисляли себя к нигилистам и другим новомодным течениям, отдалились от бога. Ими владеют житейские страсти. Отчего князь Мышкин кажется идиотом в их глазах.

Если Мышкин – Иисус, то Рогожин – Сатана. Их судьбы сплетены, они движутся бок о бок. Они обмениваются крестами – тот самый крест на голубой ленте, который Мышкин купил у пьяного солдата, не хватавшего денег на выпивку. Он захотел помочь ему, Льву Николаевичу ничего бы этого не стоило. А может даже русский солдат отрекается от религии (обычно солдаты очень верующие, но и у них пропали христианские чувства). Это происходит в тот момент, опущенный в романе, путешествия Мышкина по России, дабы узнать страну. (Как Иисус путешествовал в своё время). Обмен крестами, которые совершается между героями в Петербурге, имеет символичное значение. Так Парфен берёт на себя «крест» солдата, а Лев Николаевич – «крест» Рогожина.

Стоит обратить внимание на картину, копия которой висела в доме у Рогожина – «Мёртвый Христос в гробу». Она производит жуткое впечатление на Мышкина. И картина имеет символичный образ в романе. Я трактую, как Лев Николаевич заключён в общество, находит под властью людей-нигилистов, которые удерживают истинный дух христианства. А можно трактовать, что нельзя похоронить Иисуса Христа, как бы того не хотелось людям, разверовавшим в бога.

Рогожин не смог убить князя Мышкина, хотя им движет непосильное желание совершить правосудие. Все их встречи обусловлены связью с судьбой Настасьей Филипповны. Она – падший ангел. Ей было несколько раз даровано спасение – когда в первой части Мышкин хотел взять её в жёны, так она могла бы спасти свою грешную душу. Рогожин искушает её деньгами, и она бежит с ним. Так, Настасья Филипповна только усугубляет своё положение. Она придерживается чёткого мнения, что никак не может быть женой князя Мышкина, так как она однозначно обречёт его на страдания. Настасья Филипповна знает, кто она и сколько грехов совершила. Достоевский изображает сильную женщину, желавшую разрушить прежние общественные идеалы, как проститутку. Она – помешенная женщина, которой не знакомы моральные принципы. С ней случаются самые разные скандалы. Несколько раз Мышкин желает спасти её, но разве такой женщине нужна помощь такого человека? В своих действиях она эгоистична. И спасение своей души Настасья Филипповна предоставила Рогожина – от его руки она и погибает. Рогожинский нож носит также символический характер – оружие способное спасти только падшую душу, жаждущую покоя.

Другой центральный женский персонаж – Аглая Ивановна Епанчина. Вздорная, избалованная девчонка, который каждый раз хочет показать своей характер. Она не умеет проявлять любовь, отчего она сама себе противоречит. Она насмехается над князем, выставляла дурачком перед обществом, желала показать его наивность. И её влюблённость была мне необъяснима: это сострадание, но не любовь. Аглаю Ивановну прежде всего оскорбляет Настасья Филипповна как женщина, а не отношения с князем. Разрешение всей любовной истории вполне логичное: разрыв помолвки с Аглаей Ивановной, Настасья Филипповна остаётся с князем.

В конце романа показана смерть – Настасья Филипповна погибает от рогожинского ножа. Рогожин и Мышкин сидят в комнате рядом с её трупом. Мышкин нисколько не удивился смерти, он спокойно отреагировал. Смерть как жизнь - естественное явление. Рогожин убил Настасью Филипповну (она нисколько не была его возлюбленной, он лишь видел демоническое продолжение в ней себя) по воле судьбы. Она сделалась совсем помешанной и другого исхода быть не могло.

Мышкин вернулся в Швейцарию. Россия для него так и осталась страной, где демонический дух накрепко поселился в человеческих сердцах. И не нашёлся такой Лев Николаевич Мышкин, который мог хоть как-то спасти Россию, вернуть их на истинный путь – на путь божий.

Достоевский изображает Россию во всех её проявлениях того времени. Людей, которые отрекаются от бога, становится всё больше и больше. И подобные люди как князь Мышкин могли спасти её, но их принимают за идиотами. И всё же роман «Идиот» - длинная пьеса с вечными отступления о христианстве и существовании человека в как бы грешном мире. Тяжелое произведение, тяжёлый автор.

Комментарии


Мышкин производит впечатление наивного человека, который и помыслить не может о коварстве, зле

Нет, он всё это замечает в людях. Но способен видеть в них свет и прощать.

Его не волнует мнение окружения

Волнует. Например, он не хочет, чтобы его называли идиотом.

Если Мышкин – Иисус, то Рогожин – Сатана.

Упрощенно.


Настасья Филипповна знает, кто она и сколько грехов совершила.

Сколько? Какие?

Достоевский изображает сильную женщину, желавшую разрушить прежние общественные идеалы, как проститутку.

В какой момент в романе она занимается проституцией? Если вы это понимаете привычным образом. Если нет, объясните, пожалуйста, как?

Она – помешенная женщина, которой не знакомы моральные принципы.

Противоречит следующему вашему утверждению

Она придерживается чёткого мнения, что никак не может быть женой князя Мышкина, так как она однозначно обречёт его на страдания.

Разве это не моральное решение - защитить человека от страданий, связанных с собой?


Весьма поверхностное прочтение романа. Напоминает отрывок из школьного реферата, еще не проверенного учителем (или проверенного по диагонали).