Больше рецензий

tkomissarova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 октября 2013 г. 10:40

175

5

"Лира Орфея" - великолепное завершение изумительной оперы Робертсона Дэвиса в 3-х частях - "Корнишской трилогии". Обычно в таких многотомных произведениях либо первая часть хороша, а остальные до нее не дотягивают, либо же автор в первой части только расписывается, разгоняется, примеряется к читателю, а уж дальше идет по нарастающей. У Дэвиса не так. У него каждая из 3-х книг неимоверно прекрасна и при этом не похожа на другие. Даром, что части трилогии. У каждой из них своя история, своя тональность, свой стиль. Да, конечно, они связаны друг с другом и общими персонажами и некоторыми переплетениями сюжетных линий. Но эти связи - не главное. Они не отвлекают от индивидуальности и прелести каждого отдельно взятого романа.

О чем же "Лира Орфея"? В паре слов выразить сложно. В ней множество слоев, граней и смыслов. Сюжет ее достаточно незамысловат. Фонд Корниша во главе с Артуром и Марией решает выделить финансирование на необычную работу: завершение неоконченной оперы Гофмана да еще с последующей ее постановкой на сцене. К работе подключается множество людей: "поп" Симон Даркур (который параллельно проводит изыскания и стремится завершить биографию Фрэнсиса Корниша), Холлиер, актер-красавец Пауэлл, странная диковатая девица - композитор Шнак (ей-то и предстоит основная работ по завершению оперы), ее руководитель Гуннила Даль-Сут и многие-многие другие.

Все они разные люди со своей судьбой, своими взглядами на жизнь и своими целями. Работая над оперой, они не просто преодолевают себя, совершая нечто поистине необычное и нешаблонное, но и ищут себя, свое место в этом мире, осознают, что для них важно, а что второстепенно. На самом деле, мне кажется, что тут очень уместна аналогия с чистилищем, в котором пребывает сам Гофман. Все эти люди в той или иной степени "зависли" в некоем промежуточном состоянии, и им предстоит понять себя и "очиститься" от всякой житейской шелухи, чтобы начать двигаться дальше. А возможно, кому -то это и не удастся, и он навсегда застрянет в состоянии "вечного довольства собой", уютном мирке "Кота Мурра". Создание оперы про короля Артура тут играет роль своеобразного катализатора. Это приключение, авантюра, вызов им всем. И каждый проходит через этот вызов по разному.

Некоторым для того, чтобы научиться жить в гармонии с собой, приходится многое пережить: измену жены, рождение и принятие чужого ребенка, как Артуру Корнишу. Кому-то, как Шнак, нужно полюбить собственного научного руководителя, да еще вдобавок и женщину, чтобы раскрыться и стать великим композитором. Кому-то, как Даркуру, понять, что он Дурак, карточный персонаж, который идет своей дорогой и не обязан всю жизнь посвящать себя тихому и незаметному служению другим людям.

Вообще, за Даркура я переживала больше всего. Он самый гармоничный и уравновешенный герой из всех. Он незаметно прошел через все 3 книги, через его восприятие нам преподносились все самые важные события. Он помогал и поддерживал других героев, выслушивал их, направлял, скрывая и подавляя собственные чувства и свои таланты. И только в "Лире Орфея" он смог осознать, кто он такой, на что он способен и "выйти из тени" других персонажей.

В романе Дэвиса есть еще много всего, что стоит обсуждать и обдумывать. Это и великолепные аналогии современной жизни и мифических сюжетов, и муки творчества, и замечательные стихи и цитаты из Гофмана, Вальтера Скотта, Шекспира, и удивительное оперное закулисье, в которое нас пустил автор. В целом получился прекрасный, тонкий роман, заставляющий думать, дарящий эстетическое наслаждение. Именно на такой ноте - позитивной, но не величественной - и стоило завершить "Корнишскую трилогию"