Больше рецензий

15 октября 2013 г. 08:22

235

В последнее время люди часто сталкиваются с проблемой адекватного восприятия действительности. Можно видеть причины этого в личных качествах самих так называемых наблюдателей-участников жизненного процесса, но всё равно преодоление подобных трудностей необходимо начинать с анализа именно творческих сторон человеческого интеллекта и сознания.

Одним из инструментов познания выступает литература. Писатели в своих методах работы наиболее приближены к созданию оптимальной модели, объясняющей порядок и смысл вещей в мире, а также указывающей, как лучше обустроить жизнь для полноценного развития способностей и самореализации как можно широкого числа индивидуумов.

Не остаться потерянным в сложившейся системе ориентиров для пишущего человека – это значит быть на острие общественных мнений о сохранении лучшего, а также будущих успехах и прорывах.


Взяться за рассмотрение этого важнейшего аспекта Михаила Гаёхо, одного из российских писателей, подвигли обострившиеся в обществе настроения, связанные с нравственным выбором, отношением к власти, терпением и социальным неравенством.

«Мост через канал Грибоедова» в этом отношении нужное и своевременное произведение. Описав отдельную судьбу героя, автор поднимает тему иллюзий и реальности. Думы, сновидения, поступки и действия – во всём Сергей Носиков, так зовут главного героя, ищет спрятанный смысл. Опыт написания им своих рассказов приходит как вполне ожидаемое решение. Но, странным образом, вымышленные события и герои становятся реальными. Ситуацию осложняют давние детские вымыслы Носикова, приводя мир в соответствии с литературными принципами материализации художественных образов.

Книга заслуживает вдумчивого чтения. Обращая внимание на присутствующие литературные приёмы, можно полнее восхититься красотой формы и смыслом содержания. Герои, как можно доступнее для понимания, выведены цельными натурами и похожи на вполне обычных людей. Их мысли, поступки служат своеобразным ключом к переходу к глубинам проводимых автором идей.

Главной идеей произведения, своеобразным месседжем в будущее, является тревога за необратимые изменения человеческой сущности. Мысли, чувства, эмоции – это биологическая программа сохранения вида стала давать сбои. Это относится к разнообразным негативным явлениям. Обрывается связь поколений. Молодые люди уже не могут по-настоящему выражать себя, оставаясь равнодушными на любое из протекающих событий, когда именно эмоция, как ответная реакция на импульс, должна делать жизнь осмысленной. Бесчувственность не может быть оправдана. Теряя эмоции, человек превращается в бумажный кораблик. Его несёт по жизни, мало что заботит, и предельно ясно, какой след он оставит потомкам.

Нельзя забывать и о реалиях современной цивилизации. Быстрый ритм жизни, бесконечные средства коммуникации, несоответствующий для сохранения здоровья ареал обитания – всё это не оставляет выбора человеку. Но пока общественные институты поддерживают пошатнувшееся равновесие возможностей и хаотического развития условий. Но это не может продолжаться вечно. Требуются осмысление и переход к более приемлемым способам управления.

Важную функцию в истории «Мост через канал Грибоедова» выполняет юмор, но не в прямом значении произвести комический эффект. Он возвышает читателя над ситуацией, наполняет сознание не обыденным пониманием, а обостренным пограничным погружением в смысл прочитанного.


М. Гаёхо не относит свою книгу к какому-либо жанру прозы, расширяя её рамки как литературного явления. Философское исследование в свободной форме, психологический портрет поколения – оценки для этой истории могут быть самые разнообразные. Но её нужно прочитать, чтобы впоследствии задуматься о своём месте и быть готовым осуществить необходимые спасительные меры.


Книга Михаила Гаёхо «Мост через канал Грибоедова» только подтверждает мнение, что невозможно сегодня казаться предпочтительнее, чем ты есть на самом деле. Современному человеку необходимо больше задумываться, стараться полнее выражать себя, чувствовать жизнь и других, эмоционально отдаваясь каждому мгновению пребывания на Земле.