Больше рецензий

lissara

Эксперт

Эксперто Патронум!

13 октября 2022 г. 02:34

528

3 Спойлер

Эта книга ну очень, просто неимоверно странная. Я не дропнула ее еще в самом начале только потому, что вот такой вот я человек – до последнего верю, что где-то дальше в тексте должен быть сакральный смысл. Тем более что этого автора я уже не раз читала, и хоть мы с ней не совпадаем в мировоззрениях, тексты у нее довольно занимательные. Но этот, без шуток, написан хуже всех. Странная книга не поэтому, а чтобы узнать почему, придется дочитать эту рецензию до конца (как мне – книгу).

Итак, слог. Я в принципе любитель максимально простого текста, где метафор не так много, но те, которые есть, неизбитые и всегда не в бровь, а в глаз. И еще я любитель текста, где во время экшен-сцен и хоррор-сцен не будет по три причастия и деепричастия в предложении. И здешний слог был для меня прямо пыткой. Зачем писать настолько… высокопарно? Да местами еще и с ошибками.

Примеры (курсивом выделены все цитаты из книги):

Перешагивая через кленовые тени, мне хотелось сказать ей искреннее «спасибо» за отсутствие расспросов.
Тут вообще без комментариев. Хотя бы литред или корректор мог поправить?

Вот я смотрю на безликую тьму, зависшую в паре сантиметров над землёй, явившуюся из моего кошмара. Вот по спине волной прокатывается беспомощный ужас, сковывающий по рукам и ногам, заставляющий застыть на месте. Вот кожу обжигает мерзкое ощущение от безглазого взгляда, устремлённого на меня.
Зачем столько причастий? У вас язык не ломается это читать даже про себя?

Первым, что я увидела, были его глаза: тёплый блеск аметиста, весенняя сирень и фиалковый свет заката.
Зачем ТРИ сравнения? Она не могла выбрать какое лучше? Просто скажи «фиолетовые». Тем более что это разные цвета. Хочешь уточнить оттенок фиолетового для большей образности, но приводишь в пример три разных оттенка. Логика ху. А ведь можно было использовать один и оставить остальные два на потом, чтобы при другом освещении был другой оттенок. Умные мысли преследовали ее, но.

Окинул меня внимательным взглядом чуть прищуренных глаз, зеленоватых и светлых, как мята или роса на свежескошенной траве.
Во-первых, мятный цвет и мята – это разные цвета. Листья мяты цвета обычной травы. Но тут автор явно имела в виду светло-зеленый мятный цвет, как у мороженого. Во-вторых, роса прозрачная. Она зеленая, только потому что трава под ней зеленая. Но почему тогда не сказать просто «как трава»? Недостаточно пафосно?

Стеклянный мундштук коснулся капризно изогнутых губ, нежно-розовых, как цветы азалии.
Если вас не скринжило, возможно, книга написана для вас.

Голос у неё был низкий, грудной, с мурлыкающей хрипотцой. Голубые волосы, собранные в пучок, заколотый двумя длинными шпильками, открывали длинную шею; несколько прядок выбивались из причёски, обрамляя треугольное лицо с чертами, которым позавидовали бы многие актрисы. Светло-зелёная, цвета аквамарина кожа подчёркивала и оттеняла потустороннюю синеву раскосых кошачьих глаз, как и строгое платье, окутывавшее точёную фигуру блеском василькового шёлка.
Как, по-вашему, хорошо сочетаются зеленая кожа и розовые губы? Часто эти цвета вместе носите? Аквамарин же вообще обычно голубой или синий, а не зеленый. То есть наверняка есть и зеленые аквамарины, но большинство людей представляют их синими. (И дама на обложке, между прочим, как раз голубовато-синяя, а вовсе не зеленая.)

Мне ближе описания типа такого: «Выглядела она как обычная баньши. Волосы голубые, кожа зелёная. Стремная, одним словом. Ещё и глаза какие-то странные, как будто она смотрела сквозь меня». Мой вариант не обязательно прямо хорош, но однозначно лучше, чем то, что у автора. Не знаю, насколько надо не чувствовать язык, чтобы тебе оригинал показался вменяемым.

В голосе сида шелестел песок, неумолимо текущий из верхнего деления стеклянных часов в нижнее.

Лицо его было хмурым, как осеннее небо, затемнённое сумерками и холодным ливнем.
Каждый раз, когда можно остановиться и метафора будет норм, автор продолжает растягивать ее до полной графоманской неадекватности.

Я вручила одну подвеску Эшу, чтобы накинуть себе на шею другую, спрятав её под рубашку.
Зачем так странно строить предположения? Можно же просто написать «Я вручила одну подвеску Эшу, а другую накинула себе на шею». Зачем там слово «чтобы»? Это даже не излишняя сложность построения, это просто логически как-то криво становится.

Мы с Питером вчера имели долгий разговор под присмотром сида, который не стал возражать против его присутствия. Причины, по которым Питер захотел нам помочь, я нашла убедительными.
Вы не поверите, но это еще и прямая речь. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то говорил «мы имели разговор»?

Перебрал пальцами по кружке, подушечками выбив из керамики тихую трель.
Какую трель можно выбить из керамической кружки, тем более подушечками пальцев, а не ногтями?

Рука, пьянящая магнолиевой сладостью, спускается к приоткрытым губам.

Питер склонил голову, погладил губами мои губы.

Её платье – воздушная пена кружев, белых, как яблочный снег.

Если коротко:
- Сколько сравнений и метафор вы хотите?
- Да.

Мир у автора тоже странный. Это какая-то смесь нашего мира с фэнтезийным, причем все элементы выбраны на абсолютном рандоме. Бок о бок с людьми живут всякие сатиры и баньши (иногда фейри залетают, хотя у них свой отдельный мир), и есть магия. При этом из нашего мира потащены всякие известные личности (автор задолбает вас упоминаниями Дэвида Боуи и Квин) и меры длины (ярды и футы), но деньги называют пини, а не пенни. Причем золотые монеты – это гинэ, медные – пини, а серебряные… серебряные. Очень логично. По культуре это современка, по деньгам прошлое, по девайсам – далекое будущее, где у всех уже голографические клавиатуры, а с ноутбуками только динозавры ходят. Города тоже потащены рандомно: в мире есть одновременно Лондон и Оксфорд и выдуманные города, по названию которых очевидно, что это случайный набор букв (среди которых обязательно есть буква Э, серьезно, почему автор так ее любит?).

В посвящении, кстати, указано, что автора на мир вдохновил Майкл Суэнвик. Я читала его «Хроники железных драконов» уже после этой книги и неожиданно поняла, что она имела в виду. Схожесть реально есть, только у него это сделано, ну, с умом, а не просто как левая пятка захочет.

По поводу героев.

Ну, героиня Элайза у нас классическая не такая как все:
- ой, я такая пацанка, ношу футболку, джинсы и кеды, а моя подруга и другие девушки юбки,
- ой, я такая заучка, самая пытливая, и меня ценит лучший учитель, но я даю всем списывать, чтобы меня не гнобили, так что я для всех своя,
- ой, я такой глубокий интроверт, не то что эти остальные студенты, которые собираются компаниями и бухают, вот мне это не интересно, я люблю в одиночестве посидеть,
- но ой, конечно, я ходила на свидания, за мной же увивалась куча парней, но я чувствовала, что того самого среди них нет (да, я тоже не понимаю, как это уживается с интровертностью и тем, что ее чуть ли не гнобили),
- ой, я вот не завишу от соцсетей, не то что эти поверхностные люди,
- ой, я такая непонятая душа, слушаю андеграунд типа Боуи и Квин, и в комнате у меня их плакаты, а не розовый цвет и мягкие игрушки, как у моей инфантильной подруги,
- «просто я не из тех, кто теряет голову от смазливого личика».

Можно этот тип героинь уже умрет, пожалуйста? В смысле, для героини нормально быть пацанкой, заучкой и интровертом и слушать Квин, но зачем окружать ее ореолом в стиле «я не такая, жду трамвая»? У вас могут быть абсолютно разные героини с разными вкусами и ценностями, и они все валидные, и если вы каждую из них будете писать без осуждения или возвышения, то и получите нормальных крутых героинь.

– Рада, что футболка не пострадала. Слишком люблю Queen.
– А что, можно не любить Queen?

– Если ты и можешь быть «неопытной», то исключительно из-за высоких музыкальных стандартов, которые не находили понимания у зумеров, обделённых хорошим вкусом. А то красивая, смелая, талантливая девчонка, и вдруг – неопытная?.. До сего момента категорически не верилось.

Господи ж ты боже мой, приосаниваться любовью к Квин еще надо уметь. Вайбы пацана, который кидает тебе плейлист песен со словами «такого ты еще не слышала», а там Рамштайн, Линкин Парк и музыка Ханса Циммера.

Героиня: ой, я фиговая колдунья
Тоже героиня: создаёт иллюзию на себя, брата и машину, делает щит, так что в нее не могут попасть пули, потом сама стреляет какими-то проклятьями с пальцев и вырубает стражу

– Ну вот, – неловко выдохнула я, повернувшись к Питеру и Роксэйн: они сидели рядышком, отделённые от меня грязной лопатой. – С боевым крещением меня.
К моему удивлению, те молча, не сговариваясь, зааплодировали.

Как кого-то может не затошнить от этой сцены? Кто, блин, станет неиронично АПЛОДИРОВАТЬ своей подруге?

Самым адекватным персонажем был младший брат героини Эш. В него особо не веришь, потому что по тексту ему двенадцать, а он спокойно водит машину, слишком хорошо думает и анализирует, но если мысленно представить, что ему шестнадцать, то покатит. Пока сестра истерит, он делает дело и решает проблемы, он против того, чтобы доверять всем подряд (хотя право голоса у него не особо есть). И когда в книге бывают годные шутки или годная ирония, фраза принадлежит ему.

Еще в книге есть баньши Роксэйн, но ее роль – это сообщать героине сюжетно важную инфу (важную для того сюжета, который связан с маньяком, то есть нафиг не всравшуюся нам инфу). Так что фиг бы с ней.

Ну а последний наш герой – это Питер, он же криповый преследователь, он же король кринжа, он же маньяк, который всячески намекает всем на это, он же эмпат, который не может отличить, когда героиня хочет секса, а когда хочет просто забыться в нем от отчаяния. Он же любовный интерес, с которым героиню сводили всю книгу, упирая на то, насколько они похожи, прямо родственные души (клянусь, скоро это покажется вам самой смешной фигней на свете).

Порция кринжецитат от Питера:

– Я узрел даму в беде, – серьёзно проговорил знакомый продавец из лавки камней, – и не смог остаться равнодушным. – И поднял лукавый мятный взгляд на моё лицо.

– Кажется, ты хотел, чтобы я тебя разбудила.
– Так вышло, что я проснулся сам и дерзнул пробудить миледи ото сна, дабы удостовериться, что она не уедет без меня.

– Не сказать, правда, что я обделён по жизни пристальным вниманием других людей, особенно представительниц противоположного пола, но новые поклонники – это всегда приятно.

– Буду безмерно благодарен, миледи. – Щурясь на свет, Питер мельком улыбнулся. – Я, конечно, для заплыва выберу местечко подальше отсюда, но всё-таки вам с Рок лучше не смотреть в мою сторону. Если только вы не против сеанса бесплатного стриптиза.

Господи, меня так тошнило от его манеры общения. Это подавалось, как ирония, но героиня от его слов порой неиронично смущалась и краснела, так что нет. Я официально заявляю: это кринж. Если бы со мной кто-то начал так разговаривать, я бы врезала с ноги, а не умилялась.

В итоге мы с Питером сошлись на сэндвичах с тунцом, оладьях с кленовым сиропом и виноградном чае, Эш выбрал бейгл с курицей и апельсиновый сок, а Роксэйн ограничилась салатом и эспрессо.
Забавно… До Питера я не встречала людей с абсолютно такими же вкусами, как у меня.

Это она впервые с ним ела. Какие нафиг абсолютно такие же вкусы? И что необычного в сэндвичах с тунцом и оладьях? Я понимаю, если бы она заказала колбасу с вареньем или творог со шпротами, а запила томатным соком.

Элайза: я дышу каждый день
Питер: вау, я тоже
Элайза: невероятно, мы так похожи

Еще Питер постоянно называл Эша ребенком, малолеткой, малышом и так далее, и вскоре даже мне уже захотелось чтобы Эш ему втащил.

Впервые в жизни вижу парня, который умеет стряпать.
Герл, в каком веке и мире ты живешь? Умоляю, он просто варит картошку, это не ракетостроение. И блин, кто говорить «стряпать» вместо «готовить»?
Прикиньте, он еще и на гитаре играет! Клише собрано до конца. А, нет, подождите, еще раздвоение личности надо. Ах да…

Помимо любви с первого взгляда и вот этого топорного «мы так похожи» тут есть то, что меня бесит еще сильнее. Это когда другие персонажи говорят героине что-то вроде «вау, у вас с Питером столько химии, ебитес!». Черт, автор, это не ты должна делать! Это ЧИТАТЕЛЬ должен замечать, что герои очень похожи, это ЧИТАТЕЛЬ должен орать «вау, у них столько химии, ебитес!»

По поводу сюжета, твистов и всего такого.

У нас тут классический случай «бегите, нет времени объяснять». Я ненавижу, когда единственная причина не рассказывать героям важную информацию – это чтобы сюжет случился. «Это знание опасно, дочь, беги на другой конец страны с братом, а я останусь тут, ой, происходит какая-то хрень со странными снами, ну и что, я не буду ничего объяснять».

Кроме того, автору надо бы поучиться у Риордана выписывать компанию подростков, которые прутся через всю страну, не очень понимая зачем и ради кого, но в надежде это выяснить, по пути отбиваясь от монстров и заедая стресс бургерами. Тут это жутко уныло и интереса читать дальше нет вообще, потому что одна помощница знает любую инфу (у нее отец из полиции и спокойно ей все сливает), а другой помощник (эмпат) любого человека может уговорить сделать что угодно. Героям не надо ни рыться в интернете, добывая информацию, ни уговаривать свидетелей с ними поговорить, все падает прямо в руки.

Один из главных «твистов» - это то, что любовный интерес Питер и есть маньячина, которого собсна герои ищут большую часть книги. Учитывая, что даже те, кому книга понравилась, признаются, что они догадались об этом еще на четверти книги, о чем-то да говорит. Ну и правда: если в книге только четверо героев, и они ловят маньяка, а все остальные появляются на одну-две сцены, то как уж тут не угадать, что один из главных героев маньяк. Причем этот герой НЕСКОЛЬКО РАЗ намекает героине, что он маньячина, и шутит про это шутки.

А герои не догадываются до последнего, потому что они тупицы, которые не погуглили, даже как его цветок-подпись выглядит, не то что погуглить адрес дома этого Питера и проверить, что за хрень там произошла с его родителями. Клянусь, если бы не его раздвоение личности, он бы ездил с ними и офигевал, типа че, они все это время меня даже не погуглили? Отец убил мою мать буквально таким же способом, как я убиваю жертв, а они не погуглили? Сыщики от бога.

Однако где-то на 70% случился вотэтоповорот, который внезапно сделал логичным «бегите, некогда объяснять» и вообще все происходящее. И вообще автор меня круто обманула. Наверное, можно было догадаться и до этого поворота, но у меня уже были настолько низкие ожидания, что я даже не пыталась предугадать какую-то оригинальную идею. А автор очень старательно запутывала. В хорошем смысле – намекала якобы на что-то очевидное, но на самом деле можно было за этим разглядеть реальные зацепки. Я люблю повороты, когда ты думаешь не «чего, блин?», а «хм, мейкс сенс».

Единственное, чего я в упор не могу понять, - зачем, а главное нафига в этой книге вообще линия с маньяком? Наверное, автору нужно было героев чем-то занять, пока не дошло дело до основного твиста, но неужели нельзя было занять их чем-то… связанным с основным твистом? Но даже если у нас есть эта линия, черт с ней, то НАФИГА автор прописана Элайзе отношения с Питером под соусом «они так похожи»? Она всю книгу насильно пихала мне то, что они предназначены друг другу и чуть ли не соулмейты, чтобы потом выяснилось, что Питер вообще не важен и героине на него в итоге насрать чуть больше, чем полностью?

Просто представьте, что у вас вся история завязана на девушке и мужике фейри, с которым у нее дико сложные отношения, включающие многократные смерти, воскрешения, знакомства в параллельных мирах, изменение реальности, нарушение всех законов мира и времени друг ради друга, потерянные воспоминания, суициды, жертвование жизнью… но большую часть текста она милуется с каким-то нафиг никому не сдавшимся парнем-маньяком. Все «шипперские» моменты были у героини с маньяком, и я до последних ста страниц не могла поверить, что главный мужик – это, оказывается, изредка появляющийся полудохлый мутный фейри. А маньяк – это совершенно побочная линия, которую можно вырезать без потери основного смысла или просто заменить на другие страдания.

Как это, блин, работало у автора в голове? Какое нафиг родство героиня чувствовала с Питером, если она в конце просто шепнула страже «он маньяк, заприте его, что ли», а сама усвистела в далекие дали с фейри, с которым они знают друг друга на каких-то запредельных уровнях из-за миллионов вариантов жизней, где они встретились, а потом снова забыли друг друга? Кто сказал, что это будет прикольная идея?

Короче, у книги был шанс. В конце язык даже стал более-менее нормальным, как будто первые три четверти автор просто не отредактировала. Если бы она была вся написана, как концовка, если бы основной сюжет приключалова был не про рандомного маньяка, а как-то связан с финалом и фейри, если бы тут не было любовной линии с Питером и вообще Питера, героиня приключалась бы только с братом и получше прописанной подругой, а единственным мужиком в книге был бы этот фейри, то мне бы, наверное, вполне понравилось.

Но имеем, что имеем.

Комментарии


согласна, согласна, согласна!
меня тоже бесили эти описания глаз,  описания запахов, или недоставай из ноже меч (а имеется в виду совсем не меч).
или назвать телефон графоном, но упоминать порнхаб.
я сразу не верила в пару Питер и Лайза. Очень искусственно.
увидел даму в беде, класс!
поэтому все время ждала от него Питера приколов,  так оно и случилось.
Да вот это поворот был. Вэрани и Коул, я думала, что это совсем другие персонажи.

Согласна!)))


Спасибо большое за отзыв, а то уж я думала со мной что-то не так, и я недооцениваю прекрасного и модного писателя Сафонову. Мне постоянно резали слух высокопарные обороты речи, мне казалось, автор занимается самолюбованием, придумывая все больше и больше несуразных аллегорий и метафор. Соглашусь, что последние главы в плане изложения мне понравились значительно больше. Очень жаль, может быть другие книги автора намного лучше, но на данный момент неуверенна, что захочу продолжить знакомство.