Больше рецензий

13 октября 2013 г. 01:10

286

Увы, но имя автора этой книги вряд ли когда-либо звучало среди имен тех, кого можно отнести к крестным отцам зародившегося намного позднее жанра "стимпанк": Альбер Робида, Жюль Верн, Артур Конан-Дойл, Герберт Уэллс, Эдгар Берроуз, что по сути своей, не совсем справедливо.

Российское издание творчества Роберта Крафта, на сегодняшний день представлено в двух вариантах от издательств "Мир книги" и "Вече". Дилемма по поводу приобретения книги решилась в пользу лучше оформленного издания от "Мира книги", поскольку в электронном виде найти ее не получилось.

Первое произведение "Пират поднебесья" на сегодняшний день по праву можно считать классикой sailpunk-а, выводимого из стимпанка поджанра, связанного с полетами и различными летательными аппаратами. Безусловно, история изобретателя инженера Арнольда Рекерта, похищенного американским создателем гигантского воздушного корабля "Диктатор", и ставшего его соратником в борьбе с его антиподом, капитаном пиратского корабля "Дьяволо" Гарри Дунканом, может показаться наивной современному читателю. Но не стоит забывать, что это произведение конца XIX века. Не думаю, что Крис Вудинг при работе над "Водопадами Возмездия" слышал о Крафте, однако при этом идея тайной пиратской базы в горах снова через столетия оживает в его книге. Открытие, позволяющее преодолеть гравитацию, а также другие достижения (сверхаккумулятор, беспроводной телефон, синтезатор белков), обогнавшие время, становятся объектом охоты пиратов, использующих для достижения своих корыстных целей предательство, шантаж, похищения. Несмотря на то, что судьба все же покарала "Дьяволо" и его команду за их многочисленные злодеяния, финал истории печален: отправившийся к Северному полюсу "Диктатор" бесследно исчезает, а вместе с ним и все открытия капитана Смита и Рекерта.

Второе произведение "Экспедиция за нигилитом" в более мрачных тонах, идея его созвучна идеям "Маракотовой бездны", "Затерянного мира" Конан-Дойла и Пеллюсидарского цикла Э.Р. Берроуза ("В сердце Земли"). Авантюрист Шарль Леонар случайно становится первооткрывателем неизвестного сверхпрочного металла - нигилита, в поисках которого он открывает в неисследованных областях Австралии неизвестную ранее цивилизацию, обитающую в жерле потухшего вулкана, подчиненную жестоким религиозным ритуалам, с помощью которых жрецы контролируют численность населения этого затерянного мира. Проникнув в тайны этого народа, хитроумный Леонар организует революцию и свергает правителей вулодов, его помощник инженер Артур Шварц спасает свою невесту Алису, но эта идиллия длится недолго. Из-за неконтролируемого роста населения возникает эпидемия, в которой все обвиняют чужаков, которым ничего не остается как бежать в пустыню, где они погибают. Таким образом, тайна икс-металла (в том числе и по вине жрецов, организовавших взрыв на заводе, где производилось напыление нигилита на предметы) так и осталась нераскрытой для всего человечества.

В завершении отмечу, что книга интересна как некая веха на пути развития научной фантастики, как символ, как почтовая открытка из тех времен, "когда стимпанк был реальностью" (или, по крайней мере, мог ею стать).