Больше рецензий

NastyaMihaleva

Эксперт

Cубъективные каляки

11 октября 2022 г. 01:40

604

4

У Орхана Памука получился детектив, где само расследование - только тень на работе художников. И эта тень идет вразрез со всеми установленными правилами, она есть преступление против традиций старых мастеров, уступка гуярскому искусству и плевок в веру. Собственно основные конфликты как раз между традицией и новым, западным (европейским) и восточным (стамбульским).

Начало XVII века, Стамбул. И первая же глава от лица мертвеца. Мы узнаем, что убили опытного художника, что работал над некой тайной книгой. И когда говорю "мы", то вкладываю и прямой смысл - в некотором роде герои книги рискуют обращаться напрямую к читателям романа, признаваясь в лукавстве и легком обмане. И это откровение признаний с умолчанием от значительного числа героев лично меня очаровало.
Кроме расследования, которое Шерлок Холмс вряд ли бы оценил доброжелательно, вторая основная сюжетная канва - любовные отношения красавицы Шекюре и ее далекого родственника Кар`а, вынужденого 12 лет быть вдали. И если сперва слегка путаешься, кто все эти люди и к чему они, после следишь за двумя яркими линиями, то ближе к концу я не хотела ни наказания преступнику, ни долгих лет "влюбленным", но меня интриговало узнать как пойдет дальше искусство миниатюры. Потому что все люди - самые обычные, не слишком приятные, а их поступки ещё более страны из-за удаленности места и времени. Но поглощает сама преемственность культуры, что запрещает личный стиль и изменения, но все же не может оставаться такой же веками. И в итоге судьба мастерской, а не отдельных людей среди полифонии рассказа постепенно занимает главное место. Потому что человек не должен помещать себя в центр мира.