Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

11 октября 2013 г. 13:06

5K

3

Сын хозяина книжной лавки, преданного своему делу – казалось, с самого начала он был обречен на особые отношения с книгами. Так и произошло.
Когда Даниэлю исполнилось 10 лет, отец привел его на Кладбище забытых книг – в огромный дом-лабиринт, забитый книгами под завязку, из которых следовало выбрать одну и стать ее хранителем. По легенде, если прислушаться к внутреннему зову, то выбранная книга изменит всю твою жизнь.
И это тоже произошло. На долгие годы жизнь Даниэля превратилась в поиски крупиц информации о загадочном писателе Хулиане Карраксе. Каждый шаг Даниэля как персонажа немного приоткрывает завесу тайны, и мы вместе с ним узнаём подробности биографии Карракса, невольно замечая, что и сам Даниэль начинает повторять его жизненный путь.

Вот такая завязка у книги, в настоящее время являющейся одной из самых популярных на Либе. Почему я, при довольно хорошей начитке и букинистическом сюжете, осталась не в восторге, сказать нетрудно.
Во-первых, книгоманьяки делятся на две категории. Одни тащатся от книг как предметов, другие – от литературы как явления. Я принадлежу к первым, в книге описываются вторые. Я настолько не соотношу книгу с продуктом чьего-то умственного труда, если только этот кто-то мне не близкий друг, что странное желание Даниэля рыть носом землю в поисках Карракса кажется мне пустой блажью. Я бы на его месте окопалась на Кладбище забытых книг, перерыла там всё, унаследовала должность смотрителя и косплеила охотников из "Города мечтающих книг" до одурения. А кто всё это понаписал – да какое мне дело до их жизненных трагедий?
Во-вторых, собственно, это само Кладбище. Совершенно непонятно, что это с формальной точки зрения. Библиотека? Непохоже. Закрытый клуб? Вроде, теплее, но не поручусь. Не совершил ли Даниэль преступления, позволив Беатрисе утащить оттуда оригинал известной книги?
В-третьих, это Беатриса. Не в том дело, что девушка Даниэля старше его и он чуть ли не украл ее из-под венца, хотя это тоже ппц. Он постоянно называет ее Беа, и кошмарней сокращения сложно представить, оно убивало мне уши всю книгу, неизменно порождая ассоциации с медведем.
В-четвертых, у меня не вызвал восторга хронотоп. События происходят в 1920-1950 годах в Барселоне и немного – Париже. Автор, похоже, искренне любит свой город, и в отзывах я натыкалась на вдохновленные пассажи, но мне сафоновская Барселона показалась на редкость мрачным местом, чем-то вроде Чикаго эпохи мафиозного разгула, так что такое восхищение, мягко сказать, ужасало. Описанные же десятилетия в принципе кажутся мне каким-то периодом безвременья в истории 20 века, но это уже мои личные заморочки, тем более, что тут и депрессия, и война, и много еще чего наложилось. В Испании в те годы бушевала гражданская война, судя по описаниям, не самая веселая, но всё же меня как-то не очень приятно поразили слова автора на тему: "Во-от, наша гражданская война – это что-то с чем-то, это ад, а произошедшая вслед за этим Вторая мировая – это так, фигня, ее почти не заметили даже".
В-пятых, это расследование Даниэля. Детективным его назвать язык не поворачивается – слишком уж этот парниша аморфно всем занимается. Интересным моментом можно назвать то, что в процессе расследования хаотично проясняются те или иные моменты жизни Карракса, постепенно складываясь в единую картину, а ранние загадки обретают объяснения и новый смысл. Не понравилось же то, что большую часть информации мы узнаем на последних страницах из письма. Впечатление сложилось такое, будто автор зашел в тупик и, не придумав, каким еще естественным путем можно завершить расследование, выдал все остатки единым потоком. Но смысл тогда вообще всем этим заниматься, если можно было пойти к одному-единственному человеку и попросить всё рассказать?
Всё, шестое, и я закругляюсь. Вышесказанное было бы мне совершенно параллельно, если бы не ключевая интрига романа. А ключевая интрига заключается в том, что любовь правит миром. Большинство проблем в жизни персонажей происходит из-за их неуемных испанских страстей. Вся жизненная трагедия Карракса – из-за любви. Вообще в основе всех, казалось бы, загадочных и мистических тайн – любовь, потрахушки и игра гормонов. Но автор на этом не останавливается – вся эта история со зверствами Фумеро, устроившего современное подобие инквизиции из-за неудачного любовного треугольника выглядит нелепо. Впечатление под конец уже такое, будто автор готов все значимые события 20 века свести к той причине, что одна малолетняя шлюшка в свое время не сумела потерпеть до свадьбы.

Нет, ну я не утверждаю, что книга плохая и не надо ее читать, тем более, что почти все оценки – положительные. Но, черт побери, какой же этот талмуд унылый, реальных событий там – одна страница из десяти, остальное всё – рефлексия, самоедства и воспоминания. Даниэль – бесхребетный слизняк, из всех остальных мужских персонажей только Фермин интересен, женские персонажи поголовно – дуры, у которых на уме, кроме любви, ничего нет, даже если позиционируются как интеллектуалки.
Расследование-паззл можно было бы назвать интересным сюжетным решением, если бы его не запороли так позорно под конец. А сам конец не превратился в бесконечную череду свадеб и удовлетворенного прозябания.
Это даже не "книга о книгах". Это книга об одном-единственном авторе. Книг здесь не так много, да и те лишь упоминаются в разговорах.
Подушку мне.

Комментарии


читала в апреле эту книгу. впечатления практически идентичны твоим. )

видимо люди в большинстве своём всё-таки очень любят мексиканские сериалы. даже если это подсознательно. как иначе объяснить то, что так сильно выстреливают книги с подобными сюжетами я даже и не знаю.)


Я тоже в детстве любил мексиканские сериалы) Хотя, что интересно, не про любовь, а про наглых теток и заброшенные психушки) Так что это еще не показатель =Ъ


я таких что-то даже и не знаю. ) по-моему такого не показывали)
хотя фиг его знает. я только один сериал по первому каналу полностью смотрела. воздушные замки. до сих пор помню. но этого хватило в общем. там полный набор всё равно был. не думаю, что какой-то из штампов они упустили)
а, ещё дикий ангел в детстве частично смотрела. потом постарше стала меня переклинило и я его вообще весь пересмотрела. но оказалось, что это не мексиканский, а аргентинский. а их, я так поняла, отличает повышенный концентрат ржачности. )

так что там про заброшенные психушки? где откопала то?)


Не, ну про психушки формально тоже не мексиканский, он венесульский))) Но это же такие мелочи)
Вот он, это единственная на моей памяти мыльная опера, где соседствуют матерый криминал, мистика про альтернативные реальности и судебный процесс на сто серий)))


надо же. чего только не бывает)) даже заинтриговало.)


Вот только не надо говорить, что из-за меня ты начнешь смотреть всякое мыло, я этого не переживу =D


да не)) я бы может и глянула, но вряд ли доберусь. ) у меня ещё своего мыла не пересмотрено.. я давно уже хочу ещё что-нить с Наташкой Орейро глянуть, хотя и на этот подвиг вряд ли соберусь.. ) меня вообще пугает всё, в чём больше ста серий. хотя даже сто пугает, если это не аниме. аниме хотя бы по полчаса. )


Я Яшку недавно досмотрел. Всего. Мне теперь ничего не страшно)


это что?)


Яшка. Инуяшка)


а там много серий?)
я от этой же мангаки недавно смотрела "доходный дом Иккоку", но там всё по-божески. всего лишь 96 серий)


Тебе на Вордарт зайти религия мешает?)))
Там несколько сезонов и куча мувиков)


сезоны разные по кол-ву серий бывают) да и считать общее кол-во серий во всех сезонах как-то лениво.. а ты вроде должна приблизительно знать уже сколько там всего понаснимали. )


чувааак, я ж дал тебе ссылку - зайди по ней, там прямо расписано количество серий)


хм. я почему-то решила, что все фильмы там, это сезоны. а это просто фильмы..
ну тогда ж этот сериал вообще маленький)


Боюсь спросить, что в таком случае для тебя является большим Оо


ну на моём счету около шестисот серий ван писа.)


3070242c.gif ужснах


Понимаю, что рецензия написана давно, но вот сегодня закончила читать "Тень ветра" и решила посмотреть, что об этом романе пишут на ЛЛ.

Я настолько не соотношу книгу с продуктом чьего-то умственного труда, если только этот кто-то мне не близкий друг, что странное желание Даниэля рыть носом землю в поисках Карракса кажется мне пустой блажью. Я бы на его месте окопалась на Кладбище забытых книг, перерыла там всё, унаследовала должность смотрителя и косплеила охотников из "Города мечтающих книг" до одурения. А кто всё это понаписал – да какое мне дело до их жизненных трагедий?

Святые слова, полностью согласна.


Можно привести мистический аргумент, что герой завел свое расследование и что ему была интересна личность автора, потому что нашел на Кладбище именно ту книгу, которая ему предназначалась. И у него не было выбора, события сами его к этому подтолкнули. Но это как-то слишком сложно, на мой взгляд =_=


Написала отрицательный отзыв, получила один лайк, потом посмотрела на количество положительных рецензий и начала сомневаться в адекватности своей оценки. Решила посмотреть, есть ли кто-то, кто разделяет мои мысли. Успокоилась :) Спасибо за рецензию.


Испания была страной, сохранявшей нейтралитет во время Второй мировой войны, поэтому наверное испанцы её как-то не заметили, а страшной для них была как раз гражданская))


Бя на них О_о


Так она, значит, тебе не понравилась.


Тебя это удивляет?)


Ну, я про книгу-то пока ничего не могу сказать, ещё не прочитала. Но ты мне ни словом не обмолвилась:)


А по-моему, да)


Наверное, ты тихо говорила:)


Да пофих. Прочитаешь - посмотрим как понравится или нет


Книгу прочитала только что, и, несмотря на верно подмеченную схожесть сюжета с хитросплетениями мексиканских сериалов, в целом впечатление осталось очень неплохое. Поэтому захотелось ответить и немного подискутировать, хоть рецензия и давняя.*люблю спорить*)

Во-первых, Вы как-то противоречите сама себе:

"Странное желание Даниеля рыть носом землю в поисках Каракса кажется мне пустой блажью", а потом
"Слишком уж этот парниша аморфно всем занимается". Ну, второе объясняется первым, а первое - желанием прочитать остальные книги так понравившегося автора, их редкостью, ценностью в мире букинистов и юным возрастом Даниеля. Кроме того, подросток ведь сам встречает "дьявола" из книги, а еще ему скорее всего обидно за Хулиана Каракса, чье достояние методично стирается с лица Земли.
То, что повествование постепенно подводит нас к развязке, а в конце все раскрывается - ну а как еще? По-моему, вполне логично.
Барселона мрачновата - так военное и послевоенное время вообще не особо веселое. А очарование города скрыто не в его радости, а скорее в живости описания.
Насчет Беатрис: жениха-то она совсем не любила, а то что на год-два старше Даниеля...разве трагедия? А ее имя уж совсем мелочь) На мой взгляд, "Беа" как "медведь, медвежонок" даже мило звучит.
В общем, думаю, книгу подпортил только чрезмерный драматизм любовных историй, некоторая "мексиканскость" и т.д. Но кроме этого, в ней много хорошего, так что не читавшим советую читать и формировать свое мнение о романе)