Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

7 октября 2022 г. 23:43

1K

3 Спойлер Выживать, чего бы это ни стоило

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.
Внимание в книге поднимается большое количество триггерных тем!

Привычка — залог удобства.

Техника. Язык и стиль перевода не вызывают нареканий. Описания умеренно подробные, диалоги адекватные. Бумажная версия книги обладает бумажной обложкой с клапанами, на которых представлена информация о писательнице и переводчике. Кремовая бумага достаточно плотная, чтобы текст не просвечивал. Качество печати не вызывает вопросов, шрифт приятный и достаточно крупный. Иллюстрации отсутствуют. Сноски представлены в большом количестве, так что читатель, не знакомый с японскими терминами, легко поймёт, о чём идёт речь. К тому же сноски даются непосредственно на тех страницах, к которым они относятся — имхо, это удобно. Печалит только огромный заголовок каждой новой главы, занимающий почти две трети страницы — не самый экономный вариант.

Очень странное. Долго думала, как это оценить, но на двойку лапа не поднялась...

Мысли: сам роман предваряет предисловие от переводчика. В нём он рассказывает читателям о том, как была воспринята книга Человек-комбини в России. И повествует о понятии «нормы» в произведениях писательницы. Есть ли смысл в этом тексте? Вполне, поскольку он служит предостережением на счёт того, что читатель найдёт дальше, в самом тексте романа. Далее куча спойлеров, эмоций и воплей «МЯУ», переведённых на язык двуногих.

Ух... читателя тут ждёт очень много грязи, боли и нервов. Помните, в «Комбини» героиня стремилась остаться винтиком внутри машины-комбини, с которой она срослась за долгие восемнадцать лет? Здесь же мы видим историю, в которой героиня старается сбежать от всех моральных устоев и правил «человеческой Фабрики», заточенной на воспроизводство «земляноидов».

Почти всю книгу мне очень хотелось забрать Нацуки из семьи и поместить девочку под опеку адекватных людей. Как это вообще называется? Девочку натурально ненавидит вся семья, а когда неадекватный студентишка решает воспользоваться ученицей как секс-игрушкой, и та в этом признаётся.... угадайте, что происходит? Конечно, мать взрывается утроенным выбросом обвинений и оскорблений в адрес ненавистной дочери. Впрочем, при столь отвратительном подходе к «воспитанию» где из-за Кисэ все ходят на цыпочках, а на Нацуки всем откровенно плевать, нет ничего удивительного в том, что психологическое состояние героини ухудшалось из года в год.

Меня дико возмутил эпизод после похорон Дедули. Но не потому что юные инопланетяне решили заняться сексом. Да, Юу и Нацуки преступили табу. Однако... табу — это то, что внушается обществом и воспитанием, а если воспитанием обоих детей толком никто не занимался, нечего удивляться подобному поведению. Но самое смешное в данной ситуации то, что ни_одному_взрослому не пришло в голову нормально объяснить детям, почему им нельзя иметь сексуальные отношения в одиннадцать лет. Нет, вместо этого они как последние животные избили Юу и заперли Нацуки в амбаре, а после превратили жизни обоих в ещё больший ад.

«—А за то, что с вами тогда случилось, я проклинаю нас всех до сих пор. Вы были просто дети, малые и неразумные. А мы, взрослые, запаниковали сверх всякой меры. Мы решили накрыть все проблемы одной большой крышкой и сделать вид, что никаких проблем нет... Глупые, жестокие, самодовольные свиньи! »
[Да что ты?! Додумался спустя двадцать три года? Ай молодец...]

При этом, надзор был настолько строгий, что про «Сражение с Ведьмой» знала только Кисэ и та молчала в тряпочку, держа эту историю на случай, если понадобится испортить жизнь сестре. КУДА ДАЛЬШЕ-ТО ПОРТИТЬ, ёлки-иголки?! Но нет, эта стерва в итоге прибегает к тайному знанию, за что Нацуки чуть не поплатилась своей жизнью, ибо разъярённые старики-родители того студентишки жаждут крови убийцы.

Да, большую часть книги героине хочется сочувствовать. Видно, что она, её муж и Юу психически нездоровые люди, потерянные в этом социальном море. Мы не знаем, как именно складывалась жизнь Томои [пардон, не уверена, как склоняется это имя], но её поехавшая кукуха и вагон вспышек агрессии очевиден. Впрочем, агрессивность явно досталась герою от отца исходя из того, что тот до полусмерти избил сына за выходку с «а пойду-ка я займусь сексом с братом!». Правильно, зачем отводить человека к психологу, если можно просто попытаться его убить, ага. Ну и мы знаем, что у него, как и Юу были крайне странные отношения с матерью [кто бы сомневался, кек]. Сам, кстати, Юу во много походит на хамелеона — он буквально мимикрирует под обстоятельства и собеседников, а также всю жизнь существует по указке «голосов».

Так что мы имеем буквально троицу психически нездоровых людей, родственники которых совершенно неадекватны. Если эту книгу и можно назвать смешной, как написано на обложке сзади... То только в том смысле, что ты смеёшься от безысходности, наблюдая за наитупейшими выборами, которые совершают «нормальные» люди в рамках данной вселенной. Ну, серьёзно, у Нацуки и её мужа не всё в порядке с психикой, это очевидно. Что делает родня? «А КАДА ДИТАЧКИ?!». Не, ну, серьёзно? Репродуктивное давление в действии, ребята, кры-со-та, куда деваться. Окей, я не оспариваю права других людей считать детей высшей ценностью в жизни, это их право, закреплённое на законодательном уровне. Но это не даёт им права делать свою моральную ценность единственно верной для всего человечества. Поэтому, подобное репродуктивное давление на психически нестабильных героев кажется мне ужаснее, чем дальнейшее сумасшествие персонажей в виде их «окукливания» в доме, окончившееся не только самооборонным убийством, но и каннибализмом. А всё потому, что всего этого можно было бы избежать, отнесись семья с вниманием к своим детям. Но, похоже, у них там все ветки семейства кто во что горазд.

В общем, это была откровенно дикая книга, полная различных триггерных тем. Она может повергнуть читателя в ужас, вызвать отвращение, непонимание или пойти в разрез с вашими ценностями. Но при этом я не могу не отметить, что роман написан годно с точки зрения раскрытия проблем социального давления и родственной слепоты, а также не без оды простой такой человеческой жестокости.

свернуть

Итог: крайне специфичное чтиво, которое не даст вам морального удовлетворения, как «Комбини». Однако, оно может показать мир среднестатистических людей репродуктивного возраста, переживших моральные травмы и оказавшихся под прессом «Фабрики».

Книга прочитана в рамках игры
«Тыква-БУМ» клуба «Уютная кофейня», книга №1.
Котоклассификатор.
Объём произведения: 272 страницы.
Время действия: приблизительно конец 90-х годов XX века [Нацуки 11 лет] и 20-е годы XXI века [Нацуки 34 года], преимущественно конец лета — конец осени.
Место действия: деревушка Акисина, префектура Нагано, и квартирка на станции Мирай Нью-Таун, город и префектура Тиба, Япония.
Теги: главная героиня японка, повествование от первого лица, горная местность, воспоминания о детстве, ненормальные отношения в семье, психологическое и физическое насилие над ребёнком [да-да, подобный пофигизм и превращение ребёнка в «эмоциональную мусорку» это насилие, как и избиение парнишки], сексуальное насилие, инцест [двоюродные брат и сестра], неадекватные взрослые, психологические отклонения и травмы, поездки на летние каникулы, похороны в сюжете, ностальгические чувства, противостояние и мимикрия под «нормы общества», жестокое убийство, строгий надзор над героиней со стороны семьи, фиктивный брак, бегство в странной компании, воровство, психологический срыв, каннибализм.
свернуть