Больше рецензий

9 октября 2013 г. 20:15

338

Сложно оценивать притчи или сказки. Они существуют вне пространства оценок, сами по себе. А когда на новый лад переделывается старая сказка, то намного сложнее оценить результат, воздав должное таланту писателей и вытерпеть переделку канонических произведений в постмодернистическом ключе.

Несмотря на то, что "реконструкции" подвергается всем известная сказка о Снежной Королеве Г.Х. Андерсена, полученный результат напоминает скорее третью часть "Одиночество Титуса" трилогии о замке Горменгаст Мервина Пика. Скорее, просто совпадение, но эти две книги имеют похожие обложки, и герои их попадают в некие мрачные Города, населенные архетипами, прячущимися под масками обывателей.

Также роднит эти произведения и словесная эквилибристика, и (по сути своей) бегство главных героев от прежней, надоевшей им жизни, а также то, что новая реальность оказывается для них ничуть не лучше прежней.

Даже не особо внимательный читатель заметит, что "Хозяин Зеркал" пропитан едкой сатирой на постсоветский строй (например, запрещенная в Городе игра "Угадай букву"), что скорее отталкивает: когда из сказки, пусть и мрачной, тебя ехидно посмеиваясь, выбрасывают в обыденность, волшебство повествования рассеивается.

Также в качестве сценических декораций к происходящему выступает все тот же стимпанк, точнее, его штампы, что создает скорее отталкивающий эффект. В книге есть дирижабли, махолеты, паромобили, поезда, металлические солдаты, механический фонтан, лучевое оружие и даже завод "Полярная Звезда" (в названии которого слышится глумливый реверанс в сторону то ли Пулмана, то ли Лавкрафта) по заморозке жителей.

Сама реальность здесь под стать героям - один из кругов Ада, в котором правят Голод, Мор и Война, пришедшие на смену Снежной Королеве, Герда вынуждена подрабатывать натурщицей для непристойных картин, Кай стремится стать хозяином Круга, а тролли живут среди осколков изначального мира, упавшего в пустыню.

Гротеск здесь соседствует с завуалированными цитатами из классики (например, подземный ход, приведший героев из зверинца с плотоядными оленями Королевы, в кухню через кастрюлю без дна, как у Ю.Олеши). Но надо заметить, несмотря на всю циничность героев, они производят впечатление детей, таких же как в фильме The Lost Children: при всей мерзости некоторых их поступков, в них тем не менее, еще остается нечто светлое, неподвластное царящему в этом Круге мраку. Даже девочка-Война готова на жертвы, ради убитого Иенсом Кая, жертвы Крысиному Королю-Смерти. А мотив возвращения Кая и Герды в Долину звучит в унисон с возвращением Титуса из Города в Замок.

Что же еще? Здесь не обходится без интриг Господ, желающих власти над всем Кругом, террористы становятся пособниками планов изгнанных ранее из Города представителей тайного ордена Василисков, жаждущих реванша за былые поражения, а тролли и гастарбайтеры (да-да, именно они!) будут им помогать в штурме завода "Полярная Звезда", созданного Каем для того, чтобы из дыхания людей сделать новое Зеркало, которое поможет ему овладеть всем Кругом. Будут погони, перестрелки, теракты, полеты на аэросанях и дирижаблях, путешествия в заброшенный храм и подземелья, а также мрачный финал, в котором даже Война не сдержит слез. Впрочем, для постмодернистической сказки, практически happy end.

И все? Да, только после прочтения остается некое чувство досады. И, выйдя из дома, посмотрев в хмурое осеннее небо, думаешь: если герои "Хозяина Зеркал" обитали в одном из Кругов Ада (пусть и в весьма веселой компании), то где же тогда живем мы?

Комментарии


...и даже завод "Полярная Звезда" (в названии которого слышится глумливый реверанс в сторону то ли Пулмана, то ли Лавкрафта) по заморозке жителей.


Честно говоря, до Лавкрафта ещё не добралась, поэтому кажется, что реверанс всё-таки в сторону Пулмана - "Северное сияние", под которым детские души подвергают лоботомии в рамках научного эксперимента.


У Г.Ф. Лавкрафта есть рассказ "Полярная Звезда" (в др. ред. "Полярис").

Главный герой рассказывает о том, как однажды, глядя на ночное небо и Полярную звезду он уснул и увидел красивый город, выложенный из мрамора. С тех пор он часто во сне посещал этот город под названием Олатоэ, превращаясь из простого наблюдателя в полноценного его жителя и вступая в контакты с его обитателями. Он узнал, что город находится под атакой врага, известного как Инутос (англ. Inutos, просматривается аналогия с инуитами). Однажды его направили на дозорную башню часовым, чтобы следить за противником и не дать ему незамеченным пробраться в город. Однако, оказавшись на башне, рассказчик был пленён чарами Полярной звезды, которая, казалось, шептала ему на ухо слова, от которых его клонило в сон:

Спи, дозорный, до поры. Долгий путь пройдут миры —Шесть и двадцать тысяч лет, И увидишь вновь мой свет, Там, где я горю теперь. Все свершится, верь не верь. Звезд других спокоен взгляд, Все поймут и все простят, Только я, свершив свой круг, Прошлое напомню вдруг. Не в силах противостоять этому, он заснул, видя во сне, как враг уничтожает город, ставший ему таким близким. Проснувшись, он оказался в своём доме, но с тех пор был уверен, что всё, происходящее вокруг него — сон, а его видения про Олатоэ — правда.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%FF%F0%E8%F1


Вот оно что. "Полярная звезда" от Лавкрафта, а заморозка жителей от Пулмана тогда.


Да, а последующая переработка людей на удобрения и пищу для голодных бедняков напоминает аналогичные действия у Криса Вудинга в "Шторм-Воре".
На самом деле, в "Хозяине зеркал" масса аллюзий и easter eggs, которых я не могу распознать, т.к. не очень интересуюсь современной российской прозой (общество "Вавилонские огурцы" и Маяк Безбашенный, как пример, вот только кого?).


К сожалению, с современной российской прозой тоже не особо знакома, потому даже и прокомментировать не могу.
Хотя пасхальные яйца выглядят увлекательно. Когда-нибудь почитаю.
В любом случае, спасибо за интересную рецензию!)


Спасибо за комментарий, книга стоит того, чтобы ее читали (и обсуждали)!