Больше рецензий

Wizzardao

Эксперт

по всякой ерунде

1 октября 2022 г. 23:01

3K

5 С ружьём наперевес

Начать придётся очень банально: книги Татьяны Мастрюковой я начал читать в первый же, 2019-й год - в-мае-вышедшую Болотницу прочитал на Хэллоуин; осеннерождёная Приоткрытая дверь отложилась на начало 2020-го; а вот дальнейшие книги читались уже сразу по выходе.

Первые четыре книги строились по своего рода формуле - не такая, которая "начинается так, потом вот это, затем то" - а по формуле в значении "что мы непременно имеем". А именно:
- вставные истории, перемежающиеся с основной историей
- девочка-герой, написанная импрессионистично
- нечисть из славянской мифологии (для главного сюжета - одна конкретная), и из этого следующие:
-- конкретная, ограниченная локация
-- малое количество персонажей

Теперь нечисть не славянская, а коми-пермяцкая. У неё иные правила работы (это не сказано в тексте, это собственное наблюдение) - если славянская использовала сильный морок, омрачавший всех активных героев, то коми-пермяцкая таким интересуется меньше. К тому же, икотка это не самостоятельная и независимая сущность, а, в общем-то, паразит - она существует за счёт чьего-то организма, и становится как бы его частью, т.е. она не заманивает на свою территорию, она сама хочет чужую - тело.

Таким образом, теперь в книге куда больше локаций, а герои менее пассивны и более социальные. Так, очень инертные в прошлых книгах родители теперь тоже активные участники происходящего; не будучи под действием морока они способны проявлять характер - и характер очень интересный; он архетипичен и узнаваем, не будучи шаблонным.

Книги в целом (то есть, вообще все, всего мира), как мне кажется, можно поклассифицировать следующим образом: какие-то книги только лишь сильно зависят от своих особенностей - когда, например, жанр (или что-то иное - то что я называю "эстетикой") в них это самое главное. Такие книги просто рассказывают историю, с какой-то выраженной чертой, что "о, магия!", или "о, космос!". Никакого снобизма: это хорошо что такое есть, я сам такое люблю.

Другие книги помимо своей яркой черты имеют ещё что-то,

(не очень уместно будет слово "глубина" и схожие - это будет показывать книги из предыдущего примера как нечто низшее - но они просто сделаны для другого)

когда "ну да, здесь автор использует такую-то особенность, но книжка не только об этом, это лишь способ написать о чём-то ещё". Очень выраженным примером таких книг могут быть аллегоричные произведения, ну, допустим, басни Крылова - это же не про животных, собственно, суть не в них. Но это, пожалуй, даже крайность - Крылова едва ли интересует животные, а авторы когда пишут книги, всё же, заинтересованы в её составляющих.

Это были четыре абзаца защиты жанровой литературы.

Предыдущие книги Татьяны Мастрюковой никак нельзя отнести к чисто эстетическим - в них, абсолютно без навязчивой поучительности, и говорится об элементах славянской мифологии; и затрагивается тема ответственности (это вообще самая пугающая вещь, и в этих книгах особенно); и так далее.

А "Кошачья голова", сохраняя упомянутые темы (и усиливая - ответственности), добавляет сюда ещё, так скажем, тему социальную. Больше всего это выражено именно внутри-семейными отношениями - такая семья спокойно может быть центром сюжета какой-нибудь книги - не о всякой книжной семье можно написать книжку, чтобы только о взаимодействии в ней. Здесь семья не самая основная тема, всё-таки, книга о мифологии, но, такая, полуторостепенная - и встреча с нечистью это ещё один способ такую семью показать. Если уже читали - замените мысленно нечисть на реалистичную проблему; будет примерно то же. И про дружбу здесь таким же образом.

Коми-пермяцкая нечисть, дающая чуть больше свободы героям, позволяет главному герою - в этот раз это не девочка, а мальчик - Егор, - чуть больше (а может чересчур много?) думать о себе, а не о ситуации в целом. Импрессионичность, какая была у главных героинь предыдущих книг, не задетализирована полностью, всё-таки, концентрируются эти книги на нечисти, потому для лучшего восприятия нужно чтобы и герой не перевешивал, и чтобы читатели легко себя с ним ассоциировали.

Повышенная "экстравертность" "Кошачьей головы" поменяла и формат вставных историй - теперь они не прерывают повествование, а полностью нативные - истории подаются через речь персонажей, встречаемых Егором лично, которые даже не уточняя, желаешь ли - множество истории расскажут. (а какие-то "жертвы" нечисти повстречаются и лично)

Мне хотелось бы отдельно обратить внимание, что все особенности предыдущих книг, что могут восприниматься как минусы, были логичны - так, как логично отсутствие телефонов в реалистичном средневековье, и исходя из этого, малая скорость общения между далеко расположенными местами, - и точно так же логично то, что эта книга устроена иначе.

Советовать книги достаточно сложное занятие - это нужно делать исходя из "что может понравится собеседнику" и с небольшим описанием "что в этой книге классно и может понравиться" - но "люблю книгу N" всегда выходит за пределы одного только текста, затрагивая что-то индивидуальное, и совет может растянуться до "но перед прочтением посмотри видео, чтобы лучше понять как книга устроена, потом после книги прочти вот эту статью, и кстати, посмотри как книжка созвучна ещё вот этому, а потом я расскажу пару своих мыслей".

Книги Татьяны Мастрюковой в моём опыте всегда сильно выходят за пределы себя - и затрагиванием, назовём это, "сторонних источников", то есть, сделанного не автором - в данном случае сложившиеся мифологии; и того, что сделано автором - то есть, другие книги (при всей их автономности), плюс всякое рассказываемое отдельно - и о самих книгах, и о чём-то другом. Это ещё одна замечательная, сильно выраженная особенность этих книг - то, как они сплетаются между собой.

Серии книг, когда ждёшь следующую часть, обычно вынуждают задавать вопросы "а что будет дальше?", "а что случится с вон тем героем", и схожие. Здесь эти вопросы бессмысленны, ибо направление куда думать, не очень явное - в новой книге будет уже о другом, так что, ну, что-то будет; и о знакомых героях в будущих книгах тоже будет - но подробнее предполагать не выйдет.

В случае с книгами Татьяны Мастрюковой интереснее то, что можно назвать составлением карты - обозначение встреченных мест и пересечений между ними; отмечание топонимов, которые возможно, будут встречены лично; внесение дополнений к уже знакомому; записывание местной нечисти.

И авторов чтобы и с автономностью такой силы (типичные серии книг совсем не автономны), и при этом с пересечениями такой силы я не назову - у легко приходящего на ум Кинга это очень краем; и у Толстого с Набоковым (ага, и у них есть) - тоже.

"Кошачья голова" даёт очень много новых подробностей, больше чем все предыдущие книги: и локальных - про уже знакомых героев и знакомые локации, и глобальных - про устройство вселенной в целом.

Чеховских ружей тоже много - не выстреливших в повествовании, но эхо которых ждём в следующих книгах.

Комментарии


У этого автора читала только "Болотницу" (ночью, без возможности включить свет. до сих пор не знаю, как меня угораздило). Там достаточно ярко, по крайней мере для меня, выражена атмосфера такого жуткого лета на даче. А в этой книге есть привязка к какому-то сезону? Вообще в других книгах Мастрюковой есть ярко выраженные времена года? Люблю точно попадать в атмосферу)

"Приоткрытая дверь", "Тихие гости" и "Радио «Морок»" - это осенняя, зимняя и весенняя книги соответственно; их привязка к сезону это их особенность. "Кошачья голова" менее сезонная, но там вполне понятно, что начало действий весной, а основная часть - уже летом.

И, да, летняя атмосфера в "Болотнице" замечательная - и другие тоже хорошие, но мне в целом лето из времён года больше всего нравится