Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

30 сентября 2022 г. 20:23

525

4 Неудачное успешное расследование

Эдмунд Бентли – один из создателей жанра классического английского детектива, входил в знаменитый Детективный клуб с самого дня его основания и даже несколько лет был его президентом. Это роман автора из Золотого века детектива, что уже является своего рода знаком качества.

«Последнее дело Трента» - это первый детектив из написанных Бентли, и в этом есть некая ирония, тем более, что позднее писатель ещё не раз возвращался к образу этого сыщика. Вот и любопытно, как первое знакомство читателей с новым сыщиком стало для персонажа его последним делом.

Про Филиппа Трента мы узнаём, что он – сыщик-любитель, художник по роду занятий, частенько вступает в состязание с профессионалами Скотленд-Ярда при расследовании особо запутанных дел. Как мы знаем, это у англичан такой национальный детективный спорт – поединок профессионала сыска с любителем, отработанного метода с воображением артистической натуры, не связанным никакими условностями.

Ну что ж, недавно я читала детектив (тоже из Золотого века) Николас Блейк - Убийство на пивоварне , где сыщик – любитель Найджел Стрейнджуэйс по основному своему занятию – литератор и поэт, а хобби у него то же – распутывание детективных загадок в сотрудничестве-соревновании с полицией. Так что удивляться не приходится, что в английских детективах поэтические и художественные натуры успешно составляют конкуренцию детективам-профессионалам.

Детектив написан более 100 лет назад, в 1913-м, но я бы не назвала его морально устаревшим, несмотря на то, что нынешних читателей трудно удивить. Просто те находки, которые использовал мистер Бентли, тогда, вероятно, были в новинку, а сейчас они очень популярны, без этого уже и детектив не детектив. Я имею в виду финальное переворачивание ситуации с преступлением с ног на голову, когда сыщиком проделана кропотливая мыслительная работа и выстроена убедительная логическая цепочка событий, а в итоге версия кардинально меняется. А на самой последней странице – ещё раз крутой переворот на 180 градусов, и мы получаем третий вариант – окончательный.

В результате мистер Трент, у которого до этого был большой успешный опыт в раскрытии преступлений, иными словами, он не знал поражений, в деле расследования убийства миллионера – финансиста Мандерсона, придя, казалось бы, к бесспорным выводам, получает «последнюю каплю», он выбит из колеи и заявляет, что:

Я никогда больше не прикоснусь преступной тайне. Дело Мандерсона станет последним.

Тщательно выверенная сыщиком схема преступления оказалась и верной, и неверной одновременно.

Кроме ошеломляющего финального твиста, этот детектив интересен тем, что Трент применил новый прогрессивный для тех времён метод – снятие отпечатков пальцев и их использование как доказательство в поиске преступника, что, наверное, в детективной литературе в 1913 году воспринималось, как новинка. Специально поинтересовалась, когда же впервые стал применяться в полиции метод дактилоскопии. Оказалось, что в 1902 году, в Дании и Англии, что не так давно по сравнению с годом написания романа.

В целом, может быть, начитанных любителей детективов этот роман не очень удивит, но всё же ознакомиться интересно.

Книга прочитана в клубе «Читаем классику вместе!» в рамках литературной экспедиции «Отважные исследователи мира». Тур 1. Команда английской каракки "Drunken Sailor". Forward and forward, we’ll never stop!

Комментарии


Тайна даже в названии рецензии. Прикольно. И всё же с появлением возможности найти человека по отпечаткам пальцев очень облегчила возможность найти преступников.


Да, там действительно интересно получилось. Сыщик вроде сделал, что мог...но оказалось не так... а потом ещё раз не так)) даже забавно)
А отпечатки, конечно, - прорыв в криминалистике. Наш сыщик без отпечатков не построил бы убедительную версию)))


Когда у сыщика всё не так, где-то этому радуется преступник))


всё не так
Не совсем всё))) Он тут влюбился)))
Не везёт в делах - повезёт в любви)))


Оля, привет!
Я прочитала детектив. Мне в целом понравилось. Кажется, довольно необычным два сюжетных разворота в конце, особенно для того времени. А только появившаяся технология с отпечатками пальцев явно не могло пройти мимо автора. Получается, что книга для тех лет просто новаторская :)
Но я не очень поняла главного героя, и особенно этот междусобойчик во второй части. Хорошенькое правосудие, ничего не скажешь :) Вспомни "Восточный экспресс", как Пуаро решал моральную дилемму. Вот там была драма. А тут как-то слишком просто решения принимались, как будто так и надо.



это первый детектив из написанных Бентли, и в этом есть некая ирония, тем более, что позднее писатель ещё не раз возвращался к образу этого сыщика.

Напоминает "Последнее дело Даймонда", да? :) Там тоже последнее расследование - старт для новых. Правда, мне неизвестно, как именно Бентли распорядился судьбой Трента: будут ли это истории до "последнего дела" или после.


Да, новаторская, я тоже об этом сразу подумала.
По поводу поворотов. Ну первый я восприняла нормально, он как-то "взбодрил")) и Марлоу как честный человек показался убедительным. Но последний поворот на последней странице - просто шок! То есть как литературный приём - да, интересно, я это оценила, и ново для того времени.
Но - этот самый дядюшка сидел и помалкивал всё время??? Типа - давайте, давайте, расследуйте))). Полиция оказалась вообще беспомощной, никаких версий, дело - глухарь. И вот через полтора года, почти случайно, пожалуйста, выдал. Ведь Трент мог и не заехать к нему повидаться, они вообще могли никогда не встретиться больше. Дядюшка так и был бы спокоен всю жизнь)) Наверное, у него единственное самооправдание - что это была самооборона)
Есть в этом что-то такое сугубо английское)))
И у меня всё время крутился вопрос - он же там оказался случайно, а если бы его не было, что произошло бы между Марлоу и стариком?
Последнее дело Даймонда я тоже вспоминала)
Я ещё прочла у Бентли рассказ "Благодетель общества", входил в какой-то сборник 90-х годов, кажется, его я тебе прислала прицепом. Там Трент объясняет загадку, но нет привязки ко времени и совершенно непонятно, когда это происходило, до или после "Последнего дела". Вообще, мне автор показался очень интересным.


Мне этот финальный поворот напомнил один из наших последних клубных детективов, про шекспировскую труппу :) Там практически один в один: же тоже милый "нашкодивший" дядюшка и та же большая любовь, которая связала руки главному герою. Хотя тут, справедливости ради, дядюшка ничего не планировал и был лишь невольным участником страшного события. А если бы его там не было в тот роковой час, вполне вероятно, что именно Марлоу пришлось бороться со своим злобным и мстительным шефом. Кстати, его явно специально сделали таким непривлекательным и жестоким, чтобы потом можно было оправдать героя за сокрытие виновного. Мне так кажется :)
С Бентли я раньше вообще не встречалась. Но если его Трент будет расследовать дела ТАК, то даже не знаю. Хотя вряд ли он каждый роман собирается влюбляться и жениться :)))


А я про шекспировский детектив как-то и не подумала... Но да, есть общее. Оказывается то, что эксплуатируется сейчас, было открыто в Золотом веке))) Тем Золотой век и интересен.



вполне вероятно, что именно Марлоу пришлось бороться со своим злобным и мстительным шефом.

И как бы всё обернулось, неизвестно))
Здесь мне маячит какая-то смутная мысль о том, что Трент так убедительно интерпретировал факты, что казалось, другой версии и быть не может - Марлоу убийца - однозначно, всё укладывается в эту версию. Однако, реальность может быть настолько многообразна, вот пожалуйста, вмешался случай (дядюшка в кустах))) и те же самые факты получают другое толкование.
Я тоже раньше не встречалась с Бентли. Но я бы почитала про Трента всё, что у него там есть)))


Правильно называют тот век веком "золотого детектива". Всё самое лучшее было заложено именно тогда. Сейчас только совершенствуют. Ну и экспериментируют на границах других жанров :)
Да, вот этот момент мне как раз очень понравился. Казалось бы, после тщательного расследования, объяснения всех фактов, включая отпечатки пальцев и исчерпывающих признаний Марлоу, других вариантов объяснения просто нет. И на тебе :))
Так, вопрос: А есть ли у нас что-то ещё про Трента? Или, как обычно, ничего не переведено на русский? :)


Вот-вот, и мне понравилось, в литературном смысле)) пусть и сомнительно в моральном)
Судя по карточке автора, больше ничего нет :(


А ты, я вижу, уже и второй детектив прочитала :) Буду тебя догонять, только сначала прочту клубный выбор, пока есть возможность.
Так и знала! Ничего-то у нас не найдешь :(


Ага, прочитала, поспешила, для турнира надо было)
А я Смерть на ферме не нашла в доступе( может, попозже ещё получше поищу, но пока не читаю(
Да, жаль, много у нас хороших детективов ещё не переведено.


Я треть прочитала, мне пока нравится. И глянь почту :)


Это ободряет)
О, сюрприз))


Надеюсь, приятный :)) Через пару недель обсудим :)


О кей! Ну а я, как выдадут задание на новый тур (уже скоро), напишу тебе, и может быть, мы что-нибудь подберём)))


Отлично! Успеть бы всё прочитать :))


Успеем) Без спешки)


Скажем, у Конан Дойля было последнее дело Холмса, да только после него появилось несколько десятков "еще более последних". У А. Кристи последнее дело Пуаро (которое "Занавес") выглядит таковым однозначно, однако же его действие явно происходило в конце 40-х годов, а например, в "Третьей девушке" (где действует тот же персонаж) английским по белому сообщается, что на дворе уже шестидесятые...


Да, история про последнее дело Холмса хорошо известна)
Третья девушка, да, написана в 60-е, я её когда-то давно читала, но сейчас уже ничего не помню), надеюсь с клубом Ситтафорд перечитать)
Занавес я тоже давно читала, значится, что вышел в 1975, но написан четырьмя десятилетиями раньше. То есть Кристи его написала, но не спешила публиковать? А продолжала писать про расследования Пуаро, так как после 40-х ещё много с Пуаро детективов вышло, не только Третья девушка, но и Миссис МакГинти, и Хикори-Дикори и ещё что-то было. Занавес мне очень не нравится, я прям была в шоке, когда прочитала. Написан с такой неприязнью к герою. Конан Дойль от Холмса в Последнем деле избавился гораздо мягче, сделав его героем в борьбе с преступлением, а Кристи как-то нехорошо поступила с Пуаро (на мой взгляд)...


Лично я "Занавес" тоже откладывал до последнего, но после того, как все же взялся за него, впечатление осталось вполне нормальным (более подробно написал в рецензии). Вот что действительно вызвало шок, так это "Дом его грёз". После такого и жить не захочется, а ведь это самый первый рассказ Агаты (тогда ещё не Кристи), который она написала в 18-летнем возрасте, причем ничего ужасного в её жизни тогда, как будто, не происходило. В общем, я просто ничего не понимаю...


Рассказ Дом его грёз... Нет, такой не читала. Мистика?
Вижу, что он входит в сборник Доколе длится свет. Надо будет поискать. Странно, если это ранние рассказы, почему мы их не читали в клубе. Мы в клубе начали читать Агату Кристи по порядку написания, романы и сборники рассказов. Начали со Странного происшествия в Стайлз ну и дальше... А этот сборник не читали.


Ну, в самом первом рассказе Агаты мистика если и есть, то совсем чуть-чуть... А сборник "Доколе длится свет", в который он входит, является, как ни странно, самой последней книгой писательницы, вышедшей уже через 20 с лишним лет после её смерти, куда были собраны вещи, прежде публиковавшиеся только в журналах. Так что если в клубе до нее очередь и дойдет, то еще очень не скоро...


А, теперь понятно. Ну что ж, дойдём и до этого сборника.