Больше рецензий

30 сентября 2022 г. 17:32

703

2.5 Брат Серебряный

Произведение есть продукт своего времени (первая половина 19 века). Автор во многом переложил исторический труд Карамзина в художественную форму, отчего герои и события выглядят фантастическими, сказочными, ведь наука шагнула далеко вперёд со времён написания романа. Очередной показатель времени - романтизм - сподобил автора нарисовать стереотипных героев, которые или ужасно-жестокие или благородные рыцари. Также автор не преминул воспользоваться ложнонаучной, но популярной тогда физиогномикой, прибавив к жестокосердности Скуратова отталкивающую животноподобную внешность, а "рыцарствующим" - красоту и стать. Остались вопросы к поступкам героев, которые в предложенных условиях и традициях не могли жить и действовать, как написал автор. Например, мне не понятно, как человека с прямотой в словах и мыслях, Серебряного, отправили вести дипломатические переговоры, которые предполагают увиливание и недомолвки. В описываемом патриархальном обществе кто опекал осиротевшую Елену до её замужества, у кого её собирался сватать Вяземский? Бояре не носили серьги и т.д и т.п.

При чтении невольно подмечались схожести с романом Г. Сенкевича  Огнем и мечом  (1884 год издания): ГГ отважный, недальновидный правдоруб, который готов тут же скончаться, потеряв любимую; и там и там главную красавицу-сироту, из-за которой мужики голову теряют, зовут Еленой; обе героини ищут спасения от постылого влюблённого, оказываются украденными и спасёнными после разгрома дома, живут в монастыре; колдуны в обоих романах гадают на мельнице по воде; оба автора вводят в царскую свиту героя-любовника... Оба произведения создали у меня впечатление, что авторы брались писать с энтузиазмом, отчего начало сдобрено фольклорным и историческим колоритом эпохи, а заканчивали через силу, утратив интерес к своей работе. Вот и читать погодя становилось невмоготу.

Схожесть "Серебряного" в чём-то видится и с  Дубровским,  и с Две Дианы , и (как ни странно) с фильмом "Брат". Белая ворона - Багров и Серебряный - в лихую годину не вписывается в новые реалии, вернувшись и вдруг сразу упав в омут перемен; они не принимают новую власть, беззаконие и, отстаивая свою Правду, не теряют верность себе и своим принципам. Оба героя - собрание символов, чаяний и мечт о некоем бравом богатыре, который несёт Правду без страха и упрёка. Словом, прослеживается в отмеченных героях архетип, отчего замечаются между ними параллели. Видимо, и название романа Толстого продиктовано именно символизмом, поскольку Серебряный в романе фигурирует постольку-поскольку.

Минусы: недостоверность, непрописанность героев, неравномерность повествования; что Сенкевичу не простила ксенофобию, что здесь. Плюсы за стилизацию, внимание к эпохе и старание. Отсюда и моя оценка.

Комментарии


"Князь Серебряный" - книга 1862 г., а не первой половины 19-го века.
И уже тогда воспринимался как литературный анахронизм. Салтыков-Щедрин издевательскую рецензию написал.
А в СССР этот старинный роман считался детским чтением. И почему-то больше девочкам нравился.

Книга вышла в свет в 1862 году, а задумывалась и писалась автором более 10 лет (по его же признанию). И по исполнению, и по историческому осмыслению роман походит на творения начала века, отчего к этому периоду я его и отнесла.