Больше рецензий

Ataeh

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 октября 2013 г. 23:35

2K

5

Ввиду специфики моего существа: плохой памяти, непомерной лени, лютой ненависти к мелочному детализированию при неискоренимой любви к пустопорожнему умствованию на отвлеченные темы, - данная рецензия является эмоциональным слепком со всей серии о Мефодии Буслаеве, а не въедливой препарирование данной конкретной книги. Начнем-с.

К этой серии, как и многие, я пришла, уже пройдя огонь и воду (Гарри Поттера и Таню Гроттер). Книги о Мефодии - совершенно особая веха. Как я узнала недавно, принадлежит это чудесное творение к самопровозглашенному жанру православного фентези. Ну, могла бы и раньше догадаться, ведь битва добра со злом там уже не на уровне спятивших темных магов с наполеоновскими амбициями и всяких кротких светлых из пафосных закрытых волшебных ясель, а разворачивается между самыми настоящими ангелами и демонами, именуемыми стражами Тьмы и стражами Света. Кроме этого присутствуют, как ни странно, маги и волшебники, а также большое количество разнокалиберной нечисти из разнообразных культур, от валькирий до леших, от оборотней до джиннов. За что идет борьба? Конечно, за человеческие души. Поскольку книга написана как бэ для юной аудитории, то процесс отъема душ темными и спасения их светлыми описывается зажигательно и авантюрно, приключения главных героев увлекательны до неприличия, а сами герои - один другого харизматичнее. Искрометно, со здоровым юмором и талантливо написанная книга.

Это при самом поверхностном прочтении. Теперь копнем чуть глубже. Если в "Гарри Поттере" некоторый градус остроумия заключался в заклинаниях, представляющих некое подобие латыни, то здесь есть такая фича: у героев интересные имена из древнегреческой мифологи и истории, а также пародии на эти имена (типа светлого стража Фукидида). Взрослым достаточно очевидны отсылки, однако для молодой публики даже познавательно будет. Эпиграфами к главам служили цитаты из Мишеля Монтеня, Марка Аврелия и некоторых других интересных персонажей. Таким образом, ненавязчиво, но последовательно юному читателю прививался интерес к неглупым книжкам, вот в такой легкомысленной игровой форме. Отличная идея. Волшебство...оно какое-то не такое, не как в волшебной сказке. Оно вообще играет второстепенную роль, все эти ваши заклинания и ворожба. Мир не вовсе не чудесный, а скорее обыденный, циничный, магия - не самоцель, а инструмент, посредством которого ты делаешь то, что должен, рутина, одним словом. Как в жизни. В это трудно поверить, но чудеса становятся обыденными, если ты живешь ими, ты не смотришь на них с восторгом неофита и не мечтаешь о мантии-невидимке (как в ГП). Пошленький такой же мирок, как наш повседневный, разницы никакой. Поэтому главное - найти луч света в этом темном царстве эгоизма, алчности, борьбы за власть, серости, посредственности, где у каждого свои интересы. Лучом являются светлые чувства и прочие замечательные вещи, которые проповедуются не только и не столько в волшебных сказках, здесь волшебство - лишь антураж, ценности оно не представляет вообще.

Давным-давно читала какую-то апологетику серии о ГП, что-де книги только для очень поверхностных читателей являются ничем кроме волшебной сказки, на деле они написаны с воспитательным подтекстом и рассказывают о таких вещах, как дружба, любовь, преданность, о том, что не все в людях так очевидно (типа, что нет откровенно "черных" и "белых"), что в жизни все гораздо сложнее и многополярнее. Не спорю, хотя по сравнению с героями серии о Мефодии (еще раз напоминаю: обе книги написаны для подростковой аудитории) герои ГП кажутся очень шаблонными. В серии за авторством Д.Емца все настолько перемешалось, ни черного ни белого, ни вообще какого-то определенного колера, во всех героях есть и то, и другое, и третье, и при относительном постоянстве характеров, они еще и развиваются, заметна некая динамика и рост, т.е. психологические характеристики максимально (еще раз: для подростковой аудитории) максимально приближены к таковым у реальных персонажей. Это слегка рвет шаблон тем, кто мыслит лишь биполярными категориями ("хороший-плохой"), и в игровой форме способствует преодолению юношеского максимализма и излишней нетерпимости к чему-то отличному от себя у подростков.

Наличествует много рассуждений на тему жизни, смерти, души, добра и зла, абсолютных и относительных истин от автора, аккуратно вложенных в уста героев, и излагаемых максимально простым и понятным языком. Конечно, они учат добру и во многом резонируют с христианскими морально-этическими воззрениями, но не являются агитационным материалом, в них нет догматизма и они, как мне думается, в большей степени выражают какие-то общечеловеческие ценности (можно поспорить о наличии общечеловеческих ценностях, ведь мораль - вопрос принадлежности к той или иной культуре и общности; здесь я имею в виду, что посыл такой: давай, читатель ,ты станешь человеком, пройдешь через подростковый кризис самоопределения, а какой ярлык ты на себя повесишь - у тебя для этого есть вся жизнь, сам разберешься).

Как я уже говорила, философские рассуждения автора изложены максимально простым языком, часто в виде притч и с использованием интересных художественных образов. Здесь есть фокус: даже если глобальную истину изложить просто, она от этого не потеряет в весе, то есть, она не сделается от этого проще, просто дается хоть какая-то простая точка опоры, от которой можно в дальнейшем оттолкнуться, чтобы развиваться дальше, потому как до нее не было вовсе ничего. И в этом заключается главное достоинство книг той серии: они являются отправной точкой. После них можно начать читать "умные" книги без реакции отторжения, они являются переходным, подготовительным этапом на пути к взрослению ума. Вопрос: ведь написано полным-полно подростковой литературы, имеющей те же цели, и почему именно Буслаев заслужил столь высокую оценку? Литературы да, много, но уровень все-таки, разный, можно холить и лелеять подростковые комплексы, типа щадить их, можно бесконечно читать про то, как первый лузер школы вылечил прыщи, набил морду главному красавцу класса и переспал на выпускном с самой популярной девчонкой, ведь главное знать: ты уникален и любить себя таким, какой ты есть, и все будет зашибись, т.е. с одной стороны погрузиться в мир переживаний подростка, а с другой стороны, ограничить его мир этим узким кругом переживаний, будто за пределами оного ничего и нет. ГП до определенной степени тоже этим грешит, хотя там как бэ развивается общенациональная борьба и подаются на сказочном блюдечке общечеловеческие ценности, но это как...эээ...ну, "Война и мир" в кратком пересказе для школьников младших классов. Серия про Мефодия - можно долго и с пеной у рта спорить о достоинствах и недостатках - но это произведение качественного иного уровня. Оно не ограничивается и не ограничивает. Не лишенное недостатков, конечно, но...если вернуться к аналогиям про краткий пересказ, то если ГП - это краткий пересказ "Войны и мира" для школьников 5ого класса (вдумайтесь - мало того, что краткий пересказ, так и еще для столь юной аудитории), то Меф - это пусть не гениальная, но полноценная книга. Нет, не "Колобок".

Еще достоинство: да, в ГП погибает множество приятных персонажей, но все заканчивается относительным хэппи-эндом. А в МБ нет противопоставления процесса и финала, книга просто идет, ну и когда это стилистически удобоваримо, заканчивается. В жизни, хоть и есть вехи, но вообще-то она непрерывна,одно вырастает из другого, только сказки грешат однозначными победами. Таки да, это тоже хороший урок. Короче, спасибо автору за счастливое отрочество и за то, что я прочитала Монтеня. ну и простыню я накатала, однако. Неужели это кто-то прочитает?

Комментарии


прочитала! :) с большим интересом, потому что когда-то не сильно читающий по русски младший возобновил чтение именно потому, что я нашла ему Емца, только серию "Мутантиков", потом попробовала какие-то другие книги, хорошо, но слишком уж на поверхности мораль, как-то так здорово не пошли
а Таню Гроттер и вот эту серию побоялась покупать, ну как-то странно все звучало
теперь понимаю что зря
спасибо за рецензию!!!


Спасибо, что откликнулись=) Серия и впрямь классная. Стоит однако предупредить, что все эти достоинства раскрываются не сразу. Емец - хитрый педагог и коммерсант, он сначала "подсаживает" на сюжет, а потом начинает уже гнуть воспитательную линию. И пусть я уже и выросла немного из этой серии, но уважение мое к таланту автора, педагогическому и литературному, неизменно=)


Прочитала и очень впечатлилась. :) Спасибо за такую подробную и потрясающую рецензию.


Я рада, что понравилось, как говорят на ТВ: "Оставайтесь с нами!".


А можно пояснить тезис про то, что "Гарри Поттер" - это как бы краткий пересказ "Войны и мира" для 5-го класса?


Ммм...я пыталась выдать такую идею ( в том числе и этим сравнением). Книги о ГП несут в себе как бы педагогический подтекст. Как и книги о Мефе. Обе они написаны для молодой публики. А автору хочется донести до молодого читателя глобальные идеи любви, преданности, дружбы, предательства и.т.п., которые не всегда даже для взрослой аудитории можно эффективно донести, что там о молодежи говорить. Так вот. У автора есть выбор. Можно упростить глобальную идею, сделав из нее полуфабрикат с оберткой "Идея такая-то". Т.е. сделать ее проще и понятнее, отбросив все, что усложняет непростую для понимания модель. Этим путем пошла мама Ро. А можно упростить слова, в которых изложена идея, оставив все сложности, оговорки, исключения из правил. Так поступил Емец.


Концепция ясна, спасибо.
А в "Гарри Поттере" что именно, усложняющее непростую для понимания модель, упрощено и отброшено, на ваш взгляд?


Можно встречный вопрос? Вы читали ГП? Ну, может, хотя бы экранизацию смотрели? Или примерно представляете сюжет? Так вот. Скажите, пожалуйста, возникало ли у Вас на протяжение всей книги/экранизации хотя бы раз подозрение, что история завершится не победой ГП над Темным Лордом, а например, наоборот? Могло ли быть что-то, кроме хэппи-энда?


Читал. Нет, не возникало. Это иллюстрация того, что вы понимаете под упрощенной моделью?


Одна из многочисленных. Самая глобальная и очевидная. Могу еще привести пример. Кто был главным врагом, антагонистом, противоборство с кем составляло скелет повествования? С Воландемортом. Ну и прихвостнями его, верно? Т.е. очень откровенный внешний враг со всеми личностными характеристиками антагониста. А в Мефодии все перевернуто с ног на голову. Там нет, как такового, внешнего врага.Герои ведут борьбу только с самими собой.Можно, конечно, возразить, что для победы над Темным Лордом ГП тоже пришлось преодолевать каких-то демонов души, биполярность взглядов, комплексы, учиться многим вещам, но, скажем так, это все было походя и лишь на том прикладном уровне, который необходим для достижения основной цели. В Мефе есть только 1 враг - внутренний. Создав историю об отъеме душ, Емец сделал ее единственной объективной ценностью, единственной твердой валютой во вдвойне изменчивом - волшебном - мире. Антагонисты - их там хватает. Но ни одного, кого можно назвать откровенным внешним врагом, персонифицированным, т.е. герои борются не с конкретной, персонифицированной внешней угрозой, а скорее, с той системой взглядов и ценностей (проще говоря, с Тьмой), которую выражают эти персонажи. Поэтому уничтожение врага не является залогом победы, потому как это другой уровень борьбы, не физический, а, святые морковки, метафизический. Я приношу свои извинения, объясняю, как могу, получается коряво, но, надеюсь, мысль ясна.


На мой взгляд, то, что вы подаете как модель, упрощенную Роллинг, на деле является вашей упрощенной трактовкой истории. А финал "Гарри Поттера" вообще зиждется на идее самопожертвования, если помните. То есть, можно, конечно, считать это прямолинейным физическим уровнем борьбы, хотя мне кажется, что этим вы сознательно обедняете книги о Гарри Поттере. Но в целом ваше объяснение мне понятно, спасибо.

P.S. На всякий случай скажу, что волна "Гарри Поттера" совершенно прошла мимо меня, я читал книги без всякого хайпа, в очень спокойной обстановке и даже с определенным предубеждением и пренебрежением. Ну, мало ли, чтобы вы не подумали, что я безумный фанат и все такое. :)


Прекрасно помню. Только ГП все равно не помер, да и не мог он помереть, так что, по сути, идея лишена напряженности, так как возможности иного финала не было. Не было с самой первой страницы, с самой первой фразы. Вроде ярлычок висит "Идея самопожертвования", но при наличии "сюжетной страховки", это несерьезно, как в сказке.
P.S. Если есть желание и интерес, тут есть моя рецензия на ГП. Как обычно, на всю серию. Немного урезанная, не такая простыня, как на Мефа, но кое-какие моменты отражены.


Ну, Гарри-то не знал, что не умрет. И, пардон, вы так говорите "сказка", как будто это что-то плохое.

Отзыв по ГП я прочитал, понял из него, что вам не понравилась утилитарность магии (это любопытный, кстати, тезис), но не понял, с какими философскими постулатами вы не согласны.


Не говорю, что плохое. Просто ограничена рамками жанра - сказки. А Меф ими не ограничен, потому что не сказка. Вся и разница. Вот, в общем, мои многострочные рассуждения можно уместить в эти три предложения.


Оукей. :)


ох какая интересная дискуссия
рада что вернулась и прочитала! спасибо!


Я прочитала до конца:))
Ой, ну и замануха, а не рецензия)) Всегда проходила мимо Д.Емца, что-то меня смущало, но теперь точно возьмусь за книжку)


Отличная идея, но считаю нужным предупредить: все достоинства серии раскрываются не сразу, не с первой же страницы на обрушиваются всей мощью на читателя, а постепенно.


Ну..кое-кто там погибнет. Вынуждено. А кое-кто вернется. Серия хорошая, но автор ее слишком растянул. Притом количество частей можно было бы простить, если бы не страдало качество.


Автору тоже кушать хочется. Долгосрочная перспектива на заработок имеет место благодаря удлинению серии.


Автор может писать другие серии. Я последние книги даже не покупала из-за ужасного сюжета.


Я тоже выросла на Мефе)) и больше на нем и Тане, чем на ГП)) Как говорится, поддерживала отечественного производителя))
спасибо за рецензию!


Спасибо, что откликнулись=)


Не знаю. мне всегда казалось, что с этой "воспитательной риторикой" у Буслаева перебор. Последние книги читала уже лет в 17-18 и причитания о душе стало слушать невыносимо.


Настолько невыносимо, что я последние несколько книг и не стала брать в руки. Но думаю, что здесь соль в другом. Не в качестве книги, а в переменах в самом себе. Это как пытаться влезть в обувь, которая была тебе как раз 10 лет назад, и жаловаться, что она тебе велика.


Ну да, так и есть, наверное. Лет в 12-14 "Таня Гроттер", например, у меня шла на ура, и юмор очень нравился.)


Да, кто-то эти рецензии читает)

Как и многие другие, сначала читала ТГ, а потом начал выходить МБ, и я немного подсела. Самое интересное, что в самом начале мой возраст был примерно таким же, как у главных героев, так что все события и мысли оказались очень близкими. Потом не раз перечитывала книги по мере взросления и обнаруживала много чего нового. Так и бывает с большинством произведений, прочтённых в разном возрасте, но эта серия книг буквально универсальна. Наравне со мной её читали и мои родители.

Отзыв очень понравился, суть выражает весьма ёмко. Соглашусь и с мнением о ГП. Не скажу, что он мне не нравится, но ни затянул ни разу. Именно что основные понятия в сериях одинаковые, но подаются они по-разному.

Да, серия подзатянулась, но я не могу сказать, что сюжет так уж попортился. Либо надо рассматривать отдельные вышедшие не так давно книги. Пару дней назад прочитала последнюю, и мне она даже очень так понравилась. И посмеялась, и задумалась. Как всегда, фактически)

Ещё раз спасибо за написание этой простыни)


Здравствуйте! Мне тоже удалось прочитать вашу рецензию, а также комментарии к ней. Все размышления здесь, на самом деле субъективны, вспоминайте об этом почаще)). Я же могу сказать только, что "плюсую" и подписываюсь под каждым словом. Кажется все)).

Здравствуйте! Мне тоже удалось прочитать вашу рецензию, а также комментарии к ней. Все размышления здесь, на самом деле субъективны, вспоминайте об этом почаще)). Я же могу сказать только, что "плюсую" и подписываюсь под каждым словом. Кажется все)).