Больше рецензий

25 сентября 2022 г. 19:02

Лучшее на Лайвлибе

797

5 Спойлер Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком жизни на земле?

и та же мысль словами Иешуа:



согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?

Это главная философская идея романа. Людям кажется, что они управляют своей жизнью через внешние действия, но правильнее думать, что



управился с ним кто-то другой

И дело здесь не в том, что есть какие-то тёмные силы, которые играют людьми как игрушками, а то, что они попадают под влияние этих сил, когда соблазняются искушением.

Вся книга об этом: об неправильном выборе. В ней нет правильного выбора (почти нет), но зато с иронией и гротеском показаны различные ситуации падения в искушение. В основном, это деньги, злоупотребление властью, гордыня, ложь, погоня за "красивой картинкой" (судачки а натюрель!) По последнему, не зря в романе часто упоминается стремление заполучить что-то иностранное: одежда, еда, духи. В конце даже Коровьев с котом пошли в магазин, куда по созданной в романе атмосфере попадают только "лучшие", то есть те, у кого доллары.

Борьба с искушением, а в частности желание "утереть нос западу", часто тупо копируя его, показать, что мы не хуже, мы тоже можем жить красиво, - вечные проблемы для России. И Булгаков мастерски их показал через состояние московского общества в 30-ые годы ХХ столетия.

Кроме этих двух вечных проблем в романе отражена ещё одна - пустота в жизни человека, когда он живёт без Бога в душе. Эта проблема мелькает во всех персонажах, но особенно ярко, трагично - в судьбах Мастера, Маргариты и Пилата.

Кто-то может со мной не согласиться, но несмотря на настоящую любовь Мастера и Маргариты, они не являются положительными героями, не являются теми, на кого автор предлагает равняться как на идеал (а у всех есть идеал). Читала критиков, которые вообще считают Маргариту падшей женщиной. Ведь не зря прямо указывается, что она стала ведьмой и продала душу сатане. Я бы не назвала её прям падшей, но она явно инструмент искушения для Мастера. Она убаюкивает его сознание, сводит с ума. Вот цитаты её слов Мастеру в конце романа:



Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.

"вечный дом" - то же, что могила, и "не встревожит" - то есть не вытащит из тумана сна, мёртвого сна, не даст задуматься о выборе, о том, что на самом деле Мастер не живёт.



Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Сон - это сон разума. Неосознанность в жизни. И она будет всячески оберегать его, потчуя всякими сказками, восхваляя, лишь бы он не проснулся.

Тот факт, что помогает ей сатана, а его задача - искушать, очищать пространство от слабых, неосознанных людей, то он этим и занимается: водит за нос Мастера, сначала подсунув выйгрыш в 100 тысяч рублей (моё смелое предположение, потому как "случайное не случайно"), наведя мысль о романе (как потом и Ивану навевая сны о Пилате), а потом Мастер в полной мере сталкивается с реалиями и из-за слабости духа, так как опоры в душе на Бога нет,  не может выдержать напастей судьбы и сходит с ума. И ведь Мастер не понял, что навеянная ему история о Понтии Пилате - ложь. Не может быть Иисус таким жалким, не может поддакивать. Это пародия на Иисуса.

Вообще все в романе, кто соприкоснулся с Воландом и его шайкой и не смог осознать их сути, так или иначе пострадали. Это и есть главный вывод: важно быть изнутри сильным, правильно понимать суть вещей, не поддаваться на искушения, только это защищает от бед. Как, например, сделал Арчибальд Арчибальдович. Единственные персонаж в романе, который прошёл искушение. Он не стал сопротивляться Коровьему и коту, не стал делать глупости, вроде звонков в милицию, не стал спасать имущество ресторана, как-либо выслуживаться перед окружающими. Он просто сделал всё, чтобы выйграть время для себя: собрать вещи, забрать балычок, да выйти на улицу. Да и Булгаков только про него пишет, что он был умным:



Ах, умён был Арчибальд Арчибальдович. А уж наблюдателен, пожалуй, не менее, чем сами писатели. Арчибальд Арчибальдович знал и о сеансе в Варьете, и о многих других происшествиях этих дней, слышал, но в противоположность другим, мимо ушей не пропустил ни слова "клетчатый", ни слова "кот". Арчибальд Арчибальдович сразу догадался кто его посетители. А догадавшись, натурально, ссориться с ними не стал. А вот Софья Павловна хороша! Ведь это надо же выдумать - преграждать этим двум путь на веранду! А впрочем, что с неё спрашивать.

Это роман, безусловно, о сатане, о том, как он "управляет людьми", которые попались на его удочку, ведь он прямо называет цель приезда в Москву - посмотреть на москвичей, "проверить на вшивость".

Но если есть сатана, то есть и Бог, которые в единстве управляют жизнью, не противореча друг другу. То, что Булгаков видит мир в единстве взаимосвязей, видно по тому, как он показывает параллели в ситуации, которая разворачивается с Пилатом, и происшествиях в Москве. И про это же говорят нам слова Воланда, сказанные Левию Матвею:



Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла...?

Это тоже, кстати, отсылка к тому, что образ Иешуа - пародия, потому что истинное добро согласовано с процессами отсева нежизнеспособных процессов и людей (что и делает сатана), оно принимает людей такими какие они есть, не пытаясь выдумать их "хорошесть", закрыть глаза на их разрушительное поведение. А вот Иешуа всех называл добрыми, не видел природы людей, слепо им доверял. Иисус, которого мы видим в Евангелиях, знал заранее, что за ним идут и уходил в другие места. Он сдался только, когда пришло время. Так что Иешуа проявляет не мудрость, а наивность, незрелость. Ещё хуже, когда к наивности прибавляется озлобленность - вот вам и Левий Матвей. Ему тоже далеко до апостолов.

Что ещё хочется отметить напоследок: каждый персонаж в романе говорит по-своему, а какая тонкая ирония! Так и хочется всем вокруг прочитать целые абзацы: как мастерски подобраны слова, как описано поведение! Вкуснотища. Плюс автор не спешит раскрывать все причины поступков героев, он ведёт нас шаг за шагом, помогая нам самим разобраться в происходящем, и лишь потом подтверждая наши догадки. Гений слова, что сказать...

Всё высказанное, естественно, моё мнение, мои ощущения от романа. Как говорят "творческие люди" - "Я так вижу!")))

"Мастер и Маргарита" в моём личном ТОПе художественной литературы - №1.