Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 сентября 2022 г. 12:57

2K

5 На волне меланхолии и поисков себя

Если вы ищете легкий и быстрый способ погрузиться в осеннюю хандру и меланхолию, то он прямо перед вами: “Дафна” Жюстин Пикарди, прошу любить и жаловать.

А если серьезно, то это один из самых печальных и тоскливых романов среди прочитанных мною за последний год. Является ли это недостатком? Для меня, скорее, наоборот - люблю книги с пессимистичным настроением.

Автор разворачивает свое повествование сразу в 2 временных плоскостях. Сначала мы знакомимся с буднями Дафны Дю Морье, переживающей непростой жизненный период и пытающейся отвлечься от личных и семейных проблем в работе. Она погружается в биографию Бренуэлла Бронте, стремясь реабилитировать его репутацию в литературном мире, ведь он считался неудачником и пропащим человеком на фоне своих невероятно талантливых сестер, получивших признание и любовь публики.

"Несмотря на все препятствия, несмотря ни на что, Дафна знала: отказаться от книги еще хуже, чем продолжать писать. Мысль о том, что она окажется без работы, была ей невыносима — иначе ее поглотит пустота и ощущение собственной бесполезности. Ей необходимо чувство цели, устойчивого каркаса, внутри которого она могла бы поместить свое растущее беспокойство".

Разумеется для этого ей необходимо найти новые и никому прежде не известные произведения Бренуэлла, которые бы стали ярким свидетельством его таланта. Для этого она обращается за помощью к мистеру Симингтону, бывшему библиотекарю и куратору коллекции Бротертона в университете Лидса, когда-то уволенному за участие в махинациях с подделкой подписей сестер Бронте. Естественно, Дафна не была в курсе сомнительной репутации Симингтона - иначе вряд ли првлекла его к своему исследованию.

Вторая часть действия разворачивается уже в наши дни. Молодая студентка, вышедшая замуж за своего университетского преподавателя, начинает ощущать себя героиней романа своей любимой писательницы - Дафны дю Морье. Здесь и правда прослеживаются четкие аналогии со знаменитой “Ребеккой”: большая разница в возрасте с ее мужем, постоянно мелькающий призрак бывшей жены Рэйчел (только она не умерла как Ребекка, а вполне себе жива и здорова), которая настолько идеальна, что рядом с ней никто не выдерживает сравнения.

Но самое интересное - наша героиня, точно так же, как и новая миссис де Уинтер, безымянная, и лишь к концу романа мы узнаем, что ее зовут Джейн. Очень символично получилось - ведь именно в заключительной главе перед ней откроется новая жизнь, и она сделает первый и самый важный шаг навстречу самой себе.

Именно эта история понравилась мне больше всего - она очень жизнеутверждающая и дарит вдохновение и смелость быть самим собой, без изматывающих попыток соответствовать чьим-то ожиданиям.

"Может быть, в этом и есть смысл поисков? Ты не знаешь, что в конце концов найдёшь, даже не представляешь в каком направлении движешься, пока не достигнешь цели".

Еще одна ценная мысль, которую я почерпнула от Джейн: “...любить кого-то - недостaточно и что сделaть свою жизнь спокойной и блaгополучной - этого слишком мaло”. Не признала бы это безоговорочной аксиомой, но доля здравого смысла в этом утверждении определенно есть.

Что касается линии Дю Морье и Симингтона, то она получилась крайне депрессивной и мрачной.

Если спросить меня, что я думаю о мистере Симингтоне, то первым на ум мне придет украденный им из музея томик стихов Эмили Бронте - который, в конце концов, превратился в отсыревший комок бумаги, покрытый плесенью. Этот символ прекрасно иллюстрирует то, во что в итоге превратил свою жизнь наш герой.

Как говорила Дафна: “Жизнь каждого человека - это дневник, в который он намеревается записать одну историю, а пишет другую, и самый унизительный час в его жизни - когда он сравнивает фактический объём сделанного с тем, что он давал обет сделать”.

Читая главы, посвященные писательнице, меня неотступно преследовала мысль, насколько соотносится то, как Жюстин Пикарди описала внутренние переживания и мысли писательницы, с тем, что она переживала на самом деле. Понятно, что мы имеем дело с художественным вымыслом, пусть и основанным на автобиографических источниках, но все равно любопытно узнать, насколько Пикарди попала в настоящие чувства и мысли Дафны: приступы беспричинной тревоги, параноидальные мысли, сожаления о прошлых ошибках, периоды депрессии и размышления о суициде.

"Поскольку я сама без всякой видимой причины много лет являюсь потенциальной самоубийцей, думаю, что такой поступок совершается не от безысходности, а от злобы - это удар по ДРУГИМ, тем, кто для потенциального самоубийцы представляет собой все то, чем ОН не является. Ожесточение, зреющее внутри, можно смирить только еще большим насилием... Утратившее равновесие "Я" говорит мифическим Другим: "Раз вы так поступаете со мной - что ж, получайте!"

До конца романа я была уверена, что мы узнаем нечто грандиозное о Бренуэлле Бронте, что вместе с Дафной нас ожидает какое-то из ряда вон выходящее открытие. Но в жизни такие открытия встречаются крайне редко - а роман, безусловно, очень реалистичный и жизненный. Может, именно поэтому он получился таким пессимистичным?

"— Есть то, что есть, — сказала она себе, — и ничего больше".

Комментарии


Как удачно совпало - я как раз в поисках меланхоличных книг для осени и своего собственного состояния) Спасибо за чудесную рецензию и за цитаты, теперь загорелась прочесть роман в первую очередь.