Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 сентября 2022 г. 16:41

2K

4 Спойлер Минуты будничной страсти

So the storm passed and every one was happy.

Микрорассказ Кейт Шопен был написан в 1898 году, но долгие годы оставался неопубликованным. Только во второй половине прошлого столетия у публики появилась возможность ознакомиться с ним. Это легко объяснимо. Для конца XIX века данная штормовая история, должно быть, казалась не только смелой и провокативной, но бросающей вызов общественным приличиям.
Писательница рисует героиню, поведение которой могло сильно озадачить читателя той поры. Шопен умеет создавать многогранные и живые образы, используя слова максимально экономно. Нам сообщается минимум информации по поводу персонажей и их предысторий.

Фабула, на первый взгляд, банальна. Замужняя женщина по имени Каликста дома одна. Она занята шитьём и вся в домашних заботах. За окном начинает разыгрываться буря. Героиня слишком поглощена делами, чтобы обращать внимание на причуды природы. Но она чувствует, как атмосфера накаляется… В это время к её крыльцу приближается одинокий всадник. Ему надо где-то переждать сумасшедший шторм. Хозяйка приглашает его войти.
В результате имеет место небольшой эротический эпизод без последствий. Между чувствами женщины и мужчины и силами природы словно установилась связь. Искра былой привязанности быстро превращается в пламя, в то время как снаружи играют молнии и дождь падает стеной.
Порывы ветра достигают высшей точки вместе с нашей парой. О чём это говорит? Возможно, о стихийной стороне человеческой сущности, которую крайне трудно запереть в корсете и сдержать строго установленными правилами этикета. Плоть слаба и подвержена импульсам.

Вот в принципе и всё, что надо знать о сюжете. Я сразу предупредила, что будут спойлеры.
Важно то, как реагирует на происходящее сама Каликста. Она спокойно дожидается супруга и маленького сына. Встречает их, словно никогда и не было неожиданного визита. Не похоже, чтобы героиня испытывала стыд из-за своего маленького приключения. Её поведение, как супруги и матери, кажется доброжелательным и ровным.
В финале, как сообщает нам писательница, «шторм прошёл и все счастливы».
Не могу не отметить, что завершение истории на мажорной ноте выгодно контрастирует с развязками многих классических произведений. Каликсту вряд ли ждёт судьба Эммы Бовари или Анны Карениной. И это, скажу я вам, обнадеживает.
Да, стечение обстоятельств толкнуло её в объятия человека, с которым она разделила несколько счастливых моментов в своей юности. Так вышло, и это не повод огорчаться или корить себя. Не стоит придавать этому эпизоду слишком большое значение.
В таком ключе могла бы рассуждать Каликста.
А что же Кейт Шопен? Мне показалось, она сохраняет нейтралитет и тем самым намекает, что и мы, читатели, не вправе оценивать поведение героини. Морализаторству нет места на страницах «Шторма», как и на страницах многих других историй Шопен.

Как это часто бывает с лаконичными рассказами, желательно присматриваться к символам и обращать внимание на то, что не высказано.
Так, мы не знаем, каким человеком является супруг героини. Заботливым главой семьи или домашним тираном? Приоткрытые нам фрагменты из жизни свидетельствуют в пользу первой опции. Но я думаю, что характер отношений между супругами не раскрывается намеренно.
Каликста сделала то, что сделала, потому что её захлестнуло желание, а не по причине недовольства своим браком, которое нельзя, конечно, исключать.
Автор уводит нас от попыток рационально объяснить, оправдать или осудить поступок героини.
Каликста - молодая женщина скромного достатка на рубеже веков - имеет право быть импульсивной и независимо распоряжаться собой. Не только мужчины могут с лёгкостью и без особых угрызений совести позволять себе маленькие слабости. Ничто в рассказе не говорит о том, что это хорошо. Вовсе нет. Но это жизнь и в ней разное может случиться. Как с мужчинами, так и с женщинами.
Если немного огрубить, выводом из рассказа может стать известное утверждение. Женщины вправе сами решать, когда, где и с кем им вступать или не вступать в контакт. Для конца позапрошлого века это звучит свежо и даже дерзко.
Впрочем, и сегодня напоминание об этом не будет лишним.
Как и в Кейт Шопен - История одного часа, писательница не упускает возможности иронизировать над тем, какими надуманными и душными могут быть социальные установки и гендерные роли.

картинка nika_8
P.S. На сегодняшний день я прочла несколько рассказов Шопен. Этот мне понравился, пожалуй, несколько меньше других. Но у него на сайте нет ни одной рецензии, а я решила отдавать предпочтение таким произведениям при написании рецензий. Поэтому выбор пал на него.

Комментарии


Сайт, посвящённый писательнице и её творчеству.


Спасибо, Ника! Твоя рецензия заставила меня вспомнить сразу два классических произведения, написанных в разное время двумя приятелями: Чеховым и Буниным.



Героиня слишком поглощена делами, чтобы обращать внимание на причуды природы. Но и она чувствует, как атмосфера накаляется… В это время к её крыльцу приближается одинокий всадник. Ему надо где-то переждать сумасшедший шторм.

При чтении этих строк мне вспомнился рассказ "Ведьма" Чехова, где неутолённая женская страсть не оставляет равнодушной даже природу и провоцирует сущую войну стихий (как внутренних, так и внешних).



В результате имеет место небольшой эротический эпизод без последствий.

Не похоже, чтобы героиня испытывала стыд из-за своего маленького приключения.

А тут уже прослеживается перекличка с "Солнечным ударом" Бунина. Там была похожая героиня, а вот герою неожиданно для него самого пришлось пострадать какое-то время. )



Женщины вправе сами решать, когда, где и с кем им вступать или не вступать в контакт.

Закономерный вывод. )


При чтении этих строк мне вспомнился рассказ "Ведьма" Чехова, где неутолённая женская страсть не оставляет равнодушной даже природу

Не читала этот рассказ. Надо обязательно восполнить этот пробел)



Там была похожая героиня, а вот герою неожиданно для него самого пришлось пострадать какое-то время.

А вот об этом рассказе Бунина я слышала и мне казалось, что я знаю его содержание. Но сейчас начала слушать, увлеклась и дослушала до конца) И правда, чем-то перекликается с этим рассказом, даже очень. И герои, и сама жаркая обстановка провинциального города, и мимолётность моментов...
Только у Бунина больше ноток меланхолии, чем у Шопен. И финал минорный... Ну и подача от имени мужчины в "Солнечном ударе". Герой, кажется, излишне зациклен на своей персоне)) У Каликсты этого нет)

Спасибо, Людмила, за внимание и интересные наводки!)


У Кейт Шопен я бы ещё выделила маленький рассказ Кейт Шопен - Пара шёлковых чулок. Там сильная история с минорными нотками о том, на что человек может пойти ради одного дня вольной жизни без забот. И о том, как всё это рискует оказаться иллюзией.


Обилие минорных ноток в описании напомнило мне другое произведение Шопен(а) - Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35. А точнее, её третью часть - траурный марш


Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35

Везде одни Шопены :)
Музыкальные ассоциации, снабжённые точными координатами, приглашают к прослушиванию. Любопытно, может и правда почувствую связь между Шопеном и Шопен…)
Но с другой стороны, для музыкальных минорных нот нужно выбрать соответствующее настроение…


Я не настаиваю :)
При определенном настроении можно и у Шопена услышать шторм.
Ну а знаменитая третья часть может тогда называться "после шторма"


Как говорила одна моя скажем, знакомая - "мы рождены свободными, как птицы"... но почему-то про это мы она забывала ,когда бешено ревновала партнеров))
Парадокс)
А миф про то, что женщины овечки и только мужикам нужна интимная составляющая... миф и есть... и мужчины есть, для кого секс не на первом месте и женщины есть, для кого он на первом.)
Другая, уже взрослая, тоже скажем, знакомая, как-то, смотря одну передачу, заявила (ей на тот момент было за 60), что вот в 40 уже и не надо этим срамом заниматься... она вот сразу стала с мужем отдельно спать, и значит другим не стоит... посыл был таков))
Удивительно и забавно)) И почему другие решают, кому, когда... ну не надо тебе, другие, причем? Или, наоборот, зачем судить тех, кому не надо?
Всегда этому удивляюсь, ведь интимное, оно на то и интимное, что сугубо личное) Зачем вообще, вслух о том обсуждать... когда у меня был большой женский... они это за чаем обсуждали и даже позы...
В общем, в вечном удивлении я...


но почему-то про это мы она забывала ,когда бешено ревновала партнеров))

Ну да, одно дело - теория, так сказать, другое - когда тебя лично касается) Характер не спрячешь))


женщины овечки и только мужикам нужна интимная составляющая... миф и есть

Конечно, миф... Все люди разные, кому-то надо, кому-то не надо или мало надо. И то и другое совершенно нормально, если по взаимному согласию. Но любопытно, что примерно в XVI-XVII веках бытовал обратный миф. Расхожее заблуждение было, что женщины в большинстве своём крайне заинтересованы в интимной составляющей, прям только об этом и думают)) Этим, как считают многие историки, объясняются всякие шокирующие сплетни вокруг Анны Болейн, Маргариты Валуа и т.д.


что вот в 40 уже и не надо этим срамом заниматься...

Но это даже было бы забавно... если бы это оставалось личным их с мужем делом... а вообще так звучит, как будто 40 - это все 80+ :)


В общем, в вечном удивлении я...

Не говори, такого рода бестактностям можно только удивляться... и не принимать близко к сердцу))
Поэтому, кстати, я и повторила в своём отзыве известное утверждение про то, что каждый сам решает. Вроде "два + два = четыре", но без простейшей арифметики не обойтись и при решении сложных уравнений.

Спасибо тебе за комментарий. Я с ним очень согласна))


Характер не спрячешь))

Да-да))



Но любопытно, что примерно в XVI-XVII веках бытовал обратный миф.

Опять же, основываясь на сплетнях по каким-то отдельным индивидам))
Я это тупизмом называю)) особенно ,когда судят по себе.)

Взаимно.;))


Это снова я)) Забыла добавить, что



Но любопытно, что примерно в XVI-XVII веках бытовал обратный миф.

"Обратный" - я имела в виду в первую очередь по отношению к взглядам, распространённым в XIX веке, что, мол, женщинам секс обычно не важен и прочие басни... )


Ясно)
Любят люди басни сочинять)))


Это точно))


Спасибо, Ника, за еще один рассказ о малой форме. Прочитала несколько по твоей наводке и впечатлена, как в небольшом объеме можно сказать так много.


Вита, тебе спасибо! Рада тебя слышать)
Да, у меня сейчас как раз малая форма лучше идёт. Даже насыщенность символами, как в рассказе "История одного часа" Шопен, не мешает положительному восприятию.


О, новая (для меня) писательница. Талантливая и красивая женщина. )
Ника, я по-прежнему не могу выделять цитаты, поэтому беру их в кавычки (

"Встречает их, словно никогда и не было неожиданного визита."
А героиня была знакома с этим мужчиной? Или чисто случай?

"Не только мужчины могут с лёгкостью и без особых угрызений совести позволять себе маленькие слабости"
Напомнило сакраментальное:«i» Но это же ничего не значит«/i» )
А тут женская перспектива. )

По поводу предпочтения книгам без рецензий, я не очень согласна. Мне кажется, это только один фактор. Бывает, всего один-два отзыва из двух-трех предложений. Почему не написать об этих произведениях,если есть желание? Или даже написано много рецензий, но у тебя есть что нового сказать (вспоминаю твою на "Клару и солнце")... Это мое мнение:)

Спасибо за рецензию, Ника!


Талантливая и красивая женщина.

Да)



не могу выделять цитаты, поэтому беру их в кавычки (

А мне, похоже не все уведомления о комментах приходят на почту.



А героиня была знакома с этим мужчиной? Или чисто случай?

Кристин, да, была знакома. Он ей когда-то был симпатичен... Об этом другой рассказ писательницы "At the ‘Cadian Ball”.



А тут женская перспектива. )

Ага, женский вариант "это же ничего не значит".)) Но это, я думаю, на поверхности. Если посмотреть глубже, попытка героини, в данном случае через сексуальное самовыражение, проявить себя, свою независимость. Проецировать свой внутренний мир вовне... Тема, встречающаяся во многих произведениях Шопен.
Но плюс этого рассказа, на мой взгляд, что это подано живо, динамично, без аффектированных вздохов и искусственной грусти-печали.



Или даже написано много рецензий, но у тебя есть что нового сказать

Ты права. Если есть, что высказать нового и свежего, то количество рецензий не играет роли)

Спасибо большое, Кристина! В том числе и за то, что подкорректировала мою мысль))


, что это подано живо, динамично, без аффектированных вздохов и искусственной грусти-печали.

Такое мне по вкусу... не люблю (да и не верю), кода нагоняют тоску без серьезного повода. В жизни достаточно грустного, чтобы драматизировать обычные вещи или неудачные случаи.



подкорректировала мою мысль)

скорее дополнила )


не люблю (да и не верю), кода нагоняют тоску без серьезного повода

Подписываюсь)

Кстати, Кристин, вижу тебе запомнилась "Клара и солнце". Может, стоит прочесть?)


Ника, а какой рассказ Шопен (я так поняла, она известна своими короткими историями) ты бы мне порекомендовала прочесть? )


Уфф, Кристина, непростая задача - рекомендовать... но я попробую)



я так поняла, она известна своими короткими историями

Это так. Насколько я знаю, у Шопен только один роман, который, оказывается, переведён Кейт Шопен - Пробуждение (сборник) (The Awakening)... Я его читала, но как-то я его тогда восприняла, в общем потоке. Из того, что запомнилось - ранний феминизм, море как символ свободы и связанных с ней рисков... Но сейчас думаю, может перечитать или лучше послушать? Объём там не очень большой... )
Но это просто для справки. Ты говорила о рассказах, из них я бы выделила Кейт Шопен - История одного часа и Кейт Шопен - Пара шёлковых чулок. Оба маленькие, чтения на несколько минут.

Первый сильно нагружен символикой (на уровне "окно открыто - окно закрыто"). Там почти каждое предложение имеет какую-то смысловую нагрузку. Но мне это совсем не мешало.

Второй с лиричными нотками, с памятью об ушедшем прошлом, которое было беззаботнее и счастливее настоящего момента, об иллюзиях, туманящих сознание. Есть там лёгкие дуновения из "Трамвая 'Желания'".

Как-то так) Надеюсь, что-то тебя заинтересует :)


Спасибо за твой обзор творчества госпожи Шопен, Ника )

Я пока прочла История одного часа. Понравилось! Необычный рассказ, финал вообще потрясает. Столько эмоций самых разных, за один час.. И как ты говоришь, никакого морализаторства.



на уровне "окно открыто - окно закрыто")

Если б ты не написала об этом, я бы внимание не обратила. А так была начеку и обратила. )



Кейт Шопен - Пара шёлковых чулок. 

Он у меня на очереди. Лиричные нотки тоже нужны. Хотя как по мне, их достаточно и в Истории одного часа


Кристина, рада быть чем-то полезной)



Столько эмоций самых разных, за один час

Именно!.. И никаких оценочных суждений, героиня - живой человек с противоречивыми чувствами, в которых она не боится себе признаться... пусть совсем ненадолго, и пусть это и заканчивается так, как заканчивается.



А так была начеку и обратила. )

Я уже в этом убедилась по выписанной тобой цитате)



Хотя как по мне, их достаточно и в Истории одного часа

Согласна.


живой человек с противоречивыми чувствами, в которых она не боится себе признаться

Ага, я тоже выделила это, то что она не боится себе признаться. Не занимается самообманом…



вижу тебе запомнилась "Клара и солнце". Может, стоит прочесть?)

Нет, это мне твоя рецензия запомнилась, а не сам роман. )


это мне твоя рецензия запомнилась, а не сам роман. )

Ясно)


Описание сюжета похоже на роман Роберт Джеймс Уоллер - Мосты округа Мэдисон . Всегда интересно почитать Ваши размышления.


похоже на роман Роберт Джеймс Уоллер - Мосты округа Мэдисон

Интересно. Я не читала этот роман и фильм не смотрела. Но как раз недавно мне советовали посмотреть экранизацию этого произведения... Теперь обязательно посмотрю, чтобы познакомиться с сюжетом.

Спасибо, что читаете)


Преклоняюсь перед вашей способность на маленький рассказ написать шикарную рецензию.


Спасибо большое. А мне нравится, как вы умеете вкусно преподнести разные истории... Собираюсь как раз взяться за комикс "Полный дом призраков")


Спасибо)
О, я прям завидую по-хорошему. Такая милая история)


Такая милая история)

Да! Ознакомилась с ней и разглядывала картинки с удовольствием)


Сейчас приду впечатления читать ;)


Я на секундочку зайду, оставлю комментарий и уйду.
А вы тут продолжайте свои женские разговоры как ни в чем не бывало. Не придавайте этому эпизоду (моему приходу) слишком большого значения.

Я просто зашел сказать, что рад, что мир достаточно изменился за последний век. Рад, что женщины наконец-то добились равноправия настолько, что и их измены могут считаться чем-то нормальным. Что и они слава богу могут позволить себе маленькие слабости . И что можно уже не драматизировать обычные вещи. Лично я бы предпочел чтобы мужчины перестали изменять, но это не суть. Тут дело не в самой морали (черт с ней), а в том, чтобы было равенство!
:)
Спасибо, Ника, за как всегда интересную рецензию!


Спасибо, что забежал, Женя. У нас здесь вход свободный для адекватных разных мнений ;)



Тут дело не в самой морали (черт с ней), а в том, чтобы было равенство!

Хорошее высказывание... Думаю, Кейт Шопен тоже бы с этим согласилась)



не драматизировать обычные вещи.

Должна добавить, что здесь мы скорее имели в виду то, как тема измен часто подавалась в литературе XIX века. Речь не идёт о том, чтобы толерировать измены, мужские или женские. По крайней мере, я этого в рассказах писательницы не вижу)


дело не в самой морали

Шопен некоторыми своими лаконичными историями как раз высвечивала то, какой лицемерной и надуманной могла быть эта самая мораль в современном ей обществе... как она мешала проявлять себя. И не только женщинам, но и мужчинам.


Спасибо за пояснения :)