Больше рецензий

15 сентября 2022 г. 10:57

Лучшее на Лайвлибе

613

5 Спойлер "Завтра будет новый день"

«Унесённые ветром» — это, конечно, особенная книга – этакая американская смесь «Войны и мира» и «Тихого Дона». Роман-эпопея, повествующий о цивилизации и об укладе жизни, которые, как и в Гражданской войне в России, ушли навсегда. Но нельзя не отдать должное американскому Югу – Конфедерация и её мир ушли на дно, паля из всех орудий, и южане сражались ровно до тех пор, когда пока у них не кончились солдаты и пока людские ресурсы южных штатов не были полностью истощены.

Проиграв Гражданскую войну, которая, к слову, и по сей день остаётся самой кровопролитной в истории США (даже во Второй мировой американцы потеряли меньше), Юг однако выиграл борьбу за американскую культуру и литературу, во всяком случае вплоть до 20 века: Уильям Фолкнер, Трумен Капоте, Теннесси Уильямс, Харпер Ли, Фланнери О’Коннор и, разумеется, Маргарет Митчелл – всех этих авторов объединяет одно – это южане, писавшие об американском Юге и его людях.

А люди на Юге, как и персонажи «Унесённых ветром», очень не простые. Начнём, конечно, с главной героини Скарлетт. Хоть роман и написан от третьего лица, но именно через Скарлетт ведётся 99% повествования. Очень противоречивая героиня, которую или любят, или ненавидят, а то и всё сразу, но равнодушным она не оставляет никого. Пожалуй, один из немногих и самых известных (если не самый) примеров сильной женщины в классической литературе.

Ну а где сильная женщина – там, конечно, и сильный мужчина: такой как Ретт Батлер. Мы знаем много примеров, когда авторы-мужчины описывали свой идеал женщины. Так вот здесь всё наоборот, Ретт Батлер – это идеальный мужчина, каким его хотела бы видеть женщина. Абсолютно недостижимый и оттого ещё более привлекательный идеал. Их диалоги со Скарлетт можно вообще издавать отдельной книгой.

С четой Уилксов всё попроще. Эшли – это классический пример «лишнего человека», персонаж, чьё время ушло, и он это понимает. Ему, конечно, однозначно нужно было уехать на Север, как он и хотел, а не поддаваться на уговоры Скарлетт и Мелани.

Мелани… Это, пользуясь словами Ретта, настоящая леди. Связующая нить этого романа. Самые интересные отношения между героями этой книги – это не отношения Скарлетт и Ретта, или Скарлетт и Эшли; это как раз отношения между Скарлетт и Мелани. Их эволюция описана с потрясающим психологизмом. Эмоциональных качелей книге Митчелл вообще не занимать – и тут, конечно, все спорят об открытой концовке и о том, что было после.

На мой взгляд, концовка недвусмысленно очевидна и тем хороша. Вообще, последняя глава «Унесённых ветром» и финальный диалог Скарлетт и Ретта – это настоящее золото, литературный шедевр. И закономерный итог их отношений. Тут нужно понимать, что эту книгу Митчелл писала как бы с конца, то есть первой написанной главой была именно финальная, она же самая лучшая. А вот первая глава как раз таки переписывалась десятки раз (хотя большинство авторов переписывают именно концовки).

Здесь не могу не отметить, что Митчелл нашла гениальную первую фразу, открывающую её роман:



«Скарлетт О'Хара не была красавицей, но мужчины вряд ли отдавали себе в этом отчёт»

Всё, вы уже не сможете не продолжить читать дальше. Одно предложение, а читатель уже на крючке. Браво!

Но главное, что, начиная рассказывать историю, автор уже знала, чем она закончится, и весь сюжет логически подводит к тому самому, как сказал Ретт, «последнему объяснению». Именно что последнему.

Не думаю, чтобы Скарлетт удалось вернуть Ретта. Это цельный мужчина, который если принимает решение по-настоящему уйти, то уходит навсегда. Да, он любил Скарлетт, можно даже сказать безумно любил, но к моменту финального диалога от этой любви, как он честно ей говорит, остались лишь «жалость и какая-то странная доброта». А там, где есть жалость, уже нет места любви, эти два чувства несовместимы, хотя их иногда и путают. Но запомните: если вас жалеют, то это значит, что вас уже не любят.

Его отношение к ней сменилось с обожания на равнодушие. Да и сама Скарлетт сильно изменилась за 12 лет описанных в романе. Её взгляд на жизнь – «я буду хорошей и доброй потом, когда добьюсь всего» — это очень опасная ловушка. Да и хорошей она хочет быть не столько сама по себе, сколько в глазах других. Скарлетт всегда была эгоисткой. Да это помогло ей выжить, но это плохо помогает быть счастливой. Ретт тоже не святой, но его отличие в том, что он способен на рефлексию и, главное, он способен на поступок. Когда бескорыстно. Когда не к себе, а от себя. В этом их отличие. Именно в последней главе мы видим настоящего Ретта – без ухмылок и подколов, которые, как мы теперь понимаем, были лишь защитной реакцией, призванной спасти сердце от нанесённых ему позже ран.

Ну вот, как ни крути, а всё равно всё больше о любви получилось. Хотя роман гораздо объёмнее, и лично меня больше привлекает именно его историческая часть. То, как показан фон войны, тыл, а потом и передовая Конфедерации, Марш Шермана к морю, кардинальное изменение общества во время и после конфликта, Реконструкция Юга, эволюция взглядов на уклад жизни, на политические вопросы, такие как права женщин, права каторжников, рабов, упадок старой аристократии и т.д. Понравились и многие второстепенные персонажи. Такие как, например, Уилл Бентин. Ах да, на русском книгу нужно читать исключительно в переводе Озёрской. А читать эту книгу я рекомендую всем, независимо от пола и возраста.

o-l.jpg
02:43

Тут на обороте наклеен стишок. Я знаю, мисс Скарлетт не больно жалует стихи, но мне казалось, эти могут прийтись ей по душе.

Он перевернул купюру. С оборотной стороны на неё был наклеен кусок обёрточной бумаги, исписанный бледными самодельными чернилами. Уилл откашлялся и неторопливо, с расстановкой прочёл:
– Называется: «Стихи на оборотной стороне денежной купюры Конфедерации»:

Это знак, не имеющий больше цены, –
Сохрани его, друг дорогой;
Это символ когда-то прекрасной страны,
Разорённой жестокой рукой.
Да поведает он свой печальный рассказ
Тем, кто память хранит о былом,
О земле – колыбели священной для нас,
О грозе, полыхавшей огнём.

– О какие прекрасные, какие волнующие слова! – воскликнула Мелани. – Нет, Скарлетт, ты не должна позволять Мамушке заклеивать деньгами щели на чердаке. Это же не просто бумажки, как правильно сказано в стихах… это память о той жизни, которая ушла безвозвратно.