Больше рецензий

15 сентября 2022 г. 07:32

457

4

Монструозный опус магнум Гюнтера Грасса. История Оскара Мацерата, уроженца вольного города Данцига, отказавшегося расти, чтобы не унаследовать отцовскую лавку колониальных товаров, выражавшего свои мысли игрой на игрушечном жестяном барабане и резавшего голосом стекло.
Единственное, чего не хватает этой книге - умеренности. Она слишком большая, слишком сложноустроенная, слишком сюрреалистичная и в то же время слишком натуралистичная. И, конечно, слишком многозначная и многоплановая. Здесь и детский взгляд на эпоху (немецкие тридцатые-пятидесятые), и история поколения, и рассказ о коллективной германской вине, и повествование о взаимоотношениях национальностей в Данциге (евреи, поляки, кашубы, немцы).
И даже язык здесь слишком сложный: сквозь длиннющие предложения с массой придаточных предложений и излишних подробностей продираться очень тяжело.
Но абсолютно понятно, почему это великий роман. Чтобы такое написать, нужно быть гением и немножко безумцем.
С одной стороны, его нужно читать несколько раз: только тогда раскроются замысел автора раскроется во всей полноте, только тогда будут ясны все внутренние отсылки (в начале романа есть отсылки к будущим событиям, персонажам, мыслям, которые поначалу попросту непонятны). С другой стороны, острого желания перечитывать у меня лично не возникло: уж больно специфичен и внутренний мир героя, и хронотоп: назвать роман вневременным все-таки не получается - это конкретная эпоха в конкретном уголке Европы.
Есть, конечно, эпизоды и мысли, которые трогают и запоминаются (например, история о трубаче Мейне, проявлявшем исключительное усердие во время Хрустальной ночи, но исключенном из партии за жестокое обращение с животными). Но в целом, хотя и понимаю всё величие, но душу скорее не задело.