Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 сентября 2022 г. 06:28

111

5 «Я от будущего заказы принимаю непосредственно».

М.И. Цветаева – «Поэт и время» (статья, 1932 г.)

Статья Марины Цветаевой «Поэт и время» впервые была напечатана в №№1-3 за 1932 год журнала «Воля России» в Праге.
21 января 1932 года Марина сделала доклад на эту тему, собрав полный зал слушателей.
Любопытно, что хотя доклад этот имеет философский, мировоззренческий характер, но НИ ОДНОГО философа, ни одного критика в зале не было – там собрались только поэты. Не захотели философы и критики учиться у Цветаевой. А, между прочим, зря!
Доклад действительно посвящён теме «Поэт и время», но тема эта состоит из огромного числа подтемок, поэтому, коротко пересказать суть этого доклада Цветаевой не получится. По крайней мере, у меня.
Марина даёт здесь понятие современности. И современность для неё не есть соответствие конъюнктуре. То есть, если во времена революционных преобразований ты пишешь о революции, это ещё не значит, что ты современен. И если в те же самые времена пишешь ПРОТИВ революции, это ещё не значит, что ты ОТСТАЛ от своего времени. Вот, кстати, Маяковский, пишущий о революции и любивший революцию, был действительно РЕВОЛЮЦИОННЫМ поэтом. Он сделал важные преобразования в поэтическом языке, например. Но многие другие поэты, писавшие в те дни о революции, писали языком старым, заскорузлым. Темы они озвучивали новые, но их поэзия была старой, была, по сути, ненужным повторением пройденного. В то же время сама Цветаева, писавшая в защиту Белой гвардии, в защиту уходящего, старого мира, писала по-новому, по-революционному. Именно поэтому в СССР её любили и считали своей (не смотря на её политическую позицию), а в эмиграции её не любили и ЧУВСТВОВАЛИ, что она НЕ своя (опять же, не смотря на её политическую позицию).
Новое время – это не только новые темы, но и другие формы. Чтобы писать современным языком, надо ПОЧУВСТВОВАТЬ ДУШУ твоего времени. И любой НАСТОЯЩИЙ поэт это сделать СУМЕЕТ. Более того, он не сумеет сделать ИНАЧЕ.
Настоящий поэт не рвётся быть модным и востребованным. Он всегда остаётся собой и только собой. Он не нуждается в партийных заказах и не пишет по воле сильных мира сего. Он САМ, самостоятельно ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к своему времени и пишет ПО СЛУХУ.
Помните, что произошло, когда Блок РАССЛЫШАЛ «музыку революции»? Он написал «12» и «Скифов». Такой СТАРЫЙ и давно состоявшийся как поэт Блок ОЩУТИЛ наступление новой эры и ПЕРЕДАЛ её шествие в своих произведениях.
ХОТЕЛ ли сам Блок писать такое? Мы не знаем. Зато мы знаем, что, будучи НАСТОЯЩИМ поэтом, он просто НЕ МОГ написать иначе. Настоящий поэт, по Цветаевой, ОБРЕЧЁН на своё время. Он бы, может, предпочёл писать как Пушкин или Державин, но ПРИХОДИТСЯ ему писать, как пишет он сам, как ДИКТУЕТ ему современность.
Каждый поэт – сын своего времени. Более того, каждый поэт – революционер своего времени. Настоящий поэт просто НЕ МОЖЕТ писать так, как писал Пушкин. И вовсе не потому, чтобы он не мог СКОПИРОВАТЬ этот стиль. Конечно, он СМОГ БЫ скопировать. Но тогда он был бы СТИЛИЗАТОРОМ, а не самобытным творцом.
Чтобы быть СОВРЕМЕННЫМ, поэту не нужно каким-либо образом модничать. Не нужно служить вкусу современного читателя, не нужно выполнять заказ правящей коалиции, - ему нужно только ВСЛУШИВАТЬСЯ в, что называется, «музыку сфер» и быть самим собой.
Вот лишь ОДНА из подтемок, раскрытая в этом докладе поэтессы. Для полноценного же усвоения всего материала доклада, его следует прочесть несколько раз и хорошо проработать с карандашиком в руке.

ЦИТАТЫ:
№1 «Первая причина неприятия вещи есть неподготовленность к ней».

№2 «Любить никто не обязан, но всякий нелюбящий обязан знать: то, чего не любит, - раз, почему не любит – два».

№3 «Гений с полным правом может сказать о времени то, что о государстве Людовик: «Время – это я».

№4 «Враждуют низы, горы – сходятся».

№5 «Я от будущего заказы принимаю непосредственно». (Ответ Цветаевой тем, кто понуждает её делать чушь, мотивируя это тем, что это, мол, заказ будущего).

№6 «Современно не то, что перекрикивает, а иногда и то, что перемалчивает».

№7 «Быть современником – творить своё время, а не отражать его».

№8 «Атеисту ничего не остаётся кроме земли и устройства.
Прогресс? Но доколе? А если и до конца планеты – продвижение вперёд – к яме?
Продвижение вперёд не к концу – достижению, а к концу – уничтожению. Если же и планету как-нибудь научат НЕ КОНЧАТЬСЯ, отстоят планету у небытия – поколение земных богов за поколением земных богов? Конец или бесконечность земной жизни, равно-страшно, ибо равно-пусто».

№9 «Я – ни с кем».