Больше рецензий

8 сентября 2022 г. 13:24

294

5 Восторг!

Толстой Лев Николаевич, "Анна Каренина" (1873-1877)

Этот роман великого Льва Николаевича я хотел прочесть давно. Ещё в школе. Даже как-то попытался один раз, но что-то не сложилось. Почему, уже не помню. И вот наконец один из самых значительных пробелов в знании русской литературы заполнен. Восторг! Восторг! И ещё раз восторг!..



"Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, — продолжала она думать. — И помочь этому нельзя. У меня все в нем одном, и я требую, чтоб он весь больше и больше отдавался мне. А он все больше и больше хочет уйти от меня. Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны. И изменить этого нельзя."


Пересказывать сюжет романа, как и отразить всю его мощь и глубину в одном небольшом отзыве, бессмысленно. После "Войны и мира" Толстой создал не менее монументальное и многослойное полотно, где нашлось место и любовной драме, и хитросплетениям семейной жизни, и портрету дворянского общества тех лет, и картинам крестьянского быта, и собственным философским изысканиям Льва Николаевича. Правильнее всего будет сфокусироваться на самых важных вещах, которые я отметил для себя в процессе чтения.

В первую очередь это центральная сюжетная линия - жизненная драма Анны Карениной. Женщины сильной и смелой, не побоявшейся бросить вызов устоям так называемого "высшего света", открыто заявить о своей любви к Вронскому и уйти от нелюбимого мужа. Однако один в поле не воин, и "свет" отплатил Анне всеобщим презрением, порицанием, пересудами и полным изгнанием из своих рядов. Правда, в отношении этого самого "света" справедливы слова другого классика: "А судьи кто?" Будь связь Анны и Вронского тайной с соблюдением всех внешних приличий, посплетничали бы да на этом дело и закончилось. Подумаешь, мужу изменяет с молодым офицером! А кто так не делает? Делают! Ещё как! Главное, чтобы внешне было все благопристойно, чтобы в "свете" не осудили. Но за нежелание погрязнуть во лжи и лицемерии общество требует жестокую расплату. Давление внешних обстоятельств, остракизм со стороны некогда прежде любезных и дружелюбных светских персон и терзающие внутренние противоречия в конце концов ломают Анну, как некогда Вронский на скачках ломает спину своей лучшей английской лошади. Итог - всем известный трагический финал, породивший впоследствии немало шуток про Каренину и паровоз. Хотя те, кто роман читал, подтвердят, что шутить там повода нет.

Второй, не менее важный, пласт романа - "мысль семейная", как любят говорить некоторые литературоведы. Здесь Толстой, продолжая традиционную для своих произведений тему, немало потрудился над созданием своеобразного пособия по механизмам и психологии семейной жизни современного ему общества. Тут тебе и любовные коллизии, и быт, и проблемы отцов и детей, семейные ценности, права и обязанности членов семьи. Словом, всё то, что существует в любом обществе в любую историческую эпоху. На примере трёх пар Толстой рисует разные варианты эволюции семейных отношений. "Сначала всё хорошо, потом всё плохо" - это Анна Каренина и Алексей Вронский. Правда, здесь не пара, а треугольник, где третий "лишний" - обманутый муж Алексей Александрович Каренин со своим взглядом на происходящую драму. Да ещё примешивается нравственный выбор между любимым мужчиной и любимым ребёнком. "Сначала всё плохо, потом всё хорошо" - это Константин Левин (или Лёвин?) и Кити Щербацкая. Это, по-видимому, Толстовский идеал семьи и зеркально отражение отношений Карениной и Вронского. От отчужденности и непонимания в начале эта пара к финалу романа приходит чуть ли не полной идиллии и гармонии в отношениях. И третья пара, которая "усредняет" первые две - Стива Облонский и Долли Щербацкая. Пара, у которых всё "как у всех": жена рожает детей, бьётся над их воспитанием, выкраивает каждый рубль чтобы их одеть-обуть; муж кутит, заводит интриги на стороне, плодит долги, а потом валяется в ногах у жены и умоляет продать часть унаследованного имения для "спасения его чести". Всё как у людей.

Третья важная составляющая романа - фон, на котором происходят всё события. Толстой постарался максимально привязать действие романа к текущему времени его написания. Получилась эдакая "энциклопедия русской жизни" 1870-х годов. То тут, то там на страницах романа можно увидеть приметы того времени. Общественные, политические, культурные события, газеты и книги, известные персоны, картины жизни и быта как дворянского общества (в большей степени), так и крестьянства. Читать всё это очень интересно. А уж сцены из деревенской жизни - покос, охота, варка варенья - просто одно удовольствие.

И последний, на мой взгляд, ключевой компонент романа - зарождающиеся философские взгляды Льва Николаевича. К концу 1880-х годов эти взгляды полностью сформируются и воплотятся в общественно-религиозное движение, которое назовут именем его создателя - "толстовство". А пока это только первые ростки. Общественно-политическое и экономическое устройство России, вопросы хозяйствования в дворянских имениях и крестьянских подворьях, вопросы религии, нравственности, семьи и брака - всё эти вопросы нашли отражение на страницах романа. Основным проводником этих идей выступает alter ego писателя Константин Левин (или Лёвин? Я так и не понял).

Говорить о романе можно бесконечно, но я, пожалуй, на этом закончу. Скажу лишь, что роман рекомендую к обязательному прочтению всем! Это глубокое и увлекательное произведение. Не верьте, если Вам говорят, что там только про "Каренину и паровоз". Не даром у мировых кинематографистов это одно из любимых произведений для экранизации!

Источник