Больше рецензий

8 сентября 2022 г. 11:11

7K

4 Человек дождя в заколдованном круге симфонии комбини

«ИРАССЯИМАСЭ!»
Добро пожаловать в дождливый мир человека-комбини!

.

Повествование ведётся от имени работницы круглосуточного японского минимаркета (комбини) Кэйко Фурукуры, которая отождествляет себя с этим магазином, а своим Днём рождения считает первый рабочий день в нём. Фурукура отмечает, что её телу исполнилось 36 лет, но ей, как человеку-комбини, - 18. Многочисленные звуки, наполняющие торговое пространство, сливаются для героини в единую "cимфонию комбини", ласкающую барабанные перепонки и всегда звучащую в её внутреннем мире. И даже ночью магазин ей часто снится. А однажды Кэйко проснулась от собственного крика потенциальным покупателям: «Ирассяимасэ!» (Добро пожаловать!). Но когда в ушах вновь слышится привычная "симфония комбини", она успокаивается и засыпает.

На мой взгляд, героиня с детства страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Таких детей иногда называют детьми дождя (в противоположность солнечным детям с синдромом Дауна). Дети дождя, как и дети солнца, отличаются особым восприятием окружающего мира и требуют специального подхода к взаимодействию с ними.

У Кэйко заметны явные проблемы в эмоциональной сфере. У неё нет не только обычной эмпатии, но и отсутствуют способности к развитию хотя бы уж эмпатии когнитивной. Но, в отличие, например, от нарциссов (тоже лишённых эмоциональной эмпатии), героиня не способна испытывать гнев. Однако это совсем не мешает легко и спокойно приходить в её голову ужасным мыслям. Например, наблюдая за тем, как родная сестра укачивает своего плачущего малыша, Фурукура переводит взгляд на нож и думает о том, как просто можно заставить ребёнка замолчать, сводись задача лишь к этому. (При чтении данного эпизода мне даже сразу вспомнился рассказ Чехова «Спать хочется».) Из этой же серии и её радикальные методы решения поставленных задач в детстве: удары лопатой по головам дерущихся мальчиков, сдирание с бьющейся в истерике учительницы юбки вместе с трусиками. Кроме того, всех детей героиня сравнивает с бродячими кошками и называет животными из породы "младенец". В финале же она и себя назовёт животным по имени Человек-комбини, не способным предать свои животные инстинкты.

При расстройстве аутистического спектра имеют место симптомы, прослеживаемые у Кэйко: недостаток способности к общению, социальная тревожность, эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии, непонимание шуток и переносного смысла, буквальное восприятие слов, чрезмерная потребность в неизменности, ограниченность интересов, склонность к бесконечно повторяющимся действиям и ритуалам. Таким образом, у героини имеется целый букет устойчивых (наблюдавшихся с самого детства) и всеобъемлющих (охватывающих все сферы её жизни) диагностических критериев РАС. Хотя каждый из этих признаков в отдельности является лишь косвенным и ни о чём не говорит, но в комплексе они привлекают к себе особое внимание. Однако окружающие зачастую воспринимают проявления РАС как некие отличительные черты характера, а в случаях их умелой маскировки не замечают вообще. Сами же люди дождя очень страдают от своей инаковости и зачастую испытывают огромное облегчение, когда диагноз подтверждается психиатром. Ведь тогда они начинают понимать, что именно с ними происходит, и получают психологическую помощь для улучшения качества дальнейшей жизни. Но иногда человек боится правды о себе и не хочет идти к врачу. И похоже, что Кэйко тоже не лишена такого страха.

Как это ни странно, большинство людей, находящихся на аутистическом спектре, не знают об этом. Однако в случае героини-повествовательницы мне в какой-то момент показалось, что она всё же под давлением родственников наблюдалась у специалиста и в курсе о своём диагнозе, но предпочитает это скрывать не только от других, но и от себя. Ведь на обращённую к сестре просьбу вместо вранья о слабом здоровье придумать ей более убедительную отмазку та с удивлением отвечает: «Но ты ведь и правда проходишь реабилитацию, при чём же тут "отмазка" или "враньё"? Просто говори об этом уверенней, вот и всё».

Кэйко прекрасно понимает, что в магазине все сотрудники лишь изображают химеру "человек-комбини". И она вдруг признаётся себе, что в глубине души и сама хочет каких-нибудь перемен. Причём не очень даже важно, каких именно - к лучшему или к худшему. А почему бы, например, не научиться изображать химеру по имени "человек нормальный"? Сказано – сделано, но результат совсем не радует. И в финале всё возвращается на круги своя, так как героиня приходит к выводу: «Единственная маска, которую я могу носить, - это маска работника комбини». Ведь при длительном ношении удобная маска так плотно прирастает к лицу, что оторвать её уже не представляется возможным.

Всё в этом мире относительно и приблизительно. Фурукура же, по-моему, относится к той части людей с РАС, которых называют высокофункциональными (самостоятельные, образованные, социально-адаптированные). Эта женщина ни для кого не является обузой, живёт в отдельной квартире и обеспечивает себя сама. Поэтому в каком-то смысле её судьбу можно считать успешной (в контексте предполагаемого диагноза).

Книга эта, на мой взгляд, полезна, как минимум, тем, что помогает читателям узнать о существовании людей с определёнными особенностями, чтобы при возможной встрече в реальной жизни относиться к ним терпимее, бережнее и с пониманием. Впрочем, навязывать свои взгляды и давать непрошеные советы не стоит вообще никому. Но при этом нельзя забывать об осторожности и собственной безопасности. В частности, доверять такому человеку своего ребёнка даже на короткое время, наверное, не следует.

Безусловно, делать особенных людей изгоями, тыкать в них пальцами и заставлять быть, как все, недопустимо. Но напрочь отрицать наличие у них проблемы или же романтизировать их достаточно серьёзную особенность – это уже противоположная крайность, к которой, как мне кажется, тоже вряд ли уместно прибегать.

картинка Ludmila888

Благодарю Кристину Kristina_Kuk и Нику nika_8 за удачную наводку на книгу! )

Комментарии


Людмила, а что тебе не хватило до 5ки в этой книге?


Ты знаешь, Галя, у меня как-то нет чётких критериев. Честно говоря, я предпочла бы вообще не ставить никаких оценок, поэтому оцениваю по необходимости. Причём уже в процессе написания отзыва могу повысить оценку, осознав какие-то новые грани и глубины произведения, оставшиеся сначала незамеченными. Кстати, именно так случилось и в этот раз. Сразу после прочтения поставила 4, а потом засомневалась и подумывала изменить на 5. Но в итоге всё осталось по-прежнему. Эта повесть мне, безусловно, понравилась, иначе я и рецензию писать не стала бы. На книги, которые не произвели особого впечатления, я вообще не пишу отзывы, так как и жаль время тратить, и просто не хочу.


ИРАССЯИМАСЭ!

О, атмосферное начало, словно мы зашли в один из таких магазинчиков... правда, это слово ещё надо выговорить))



но ей, как человеку-комбини, - 18.

Хорошо ты подметила этот момент. Но, в принципе, у многих людей биологический возраст и психологический мало совпадают)



укачивает своего плачущего малыша, Фурукура переводит взгляд на нож и думает о том, как

Я тоже запомнила этот провокационный эпизод...



Но при этом нельзя забывать об осторожности и собственной безопасности.

Это да. Такая мысль была и у меня при чтении.



так как героиня приходит к выводу: «Единственная маска, которую я могу носить, - это маска работника комбини».

Да, Кэйко сама об этом говорит... Здесь, как мне кажется, может проявляться та самая возможная хитрость писательницы, которая создала достаточно гротескный, я бы сказала даже нарочито гротескный портрет человека-комбини. Вот героиня признаёт, что носит маску и, когда приходится, подстраивается под обстоятельства (маскировка своей инаковости и т.д.), а что делают многие другие? Кто-то притворяется, что ему или ей нравится работа, только чтобы не разочаровать близких или просто из самообмана. Кто-то носит маску "я в счастливых отношениях"... а у Кэйко своя маска.

Спасибо, Людмила, за интересную рецензию... и за благодарность!)
Рада узнать, что книга в целом тебе понравилась))


Согласна, что книга сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. И вполне возможно, что припрятаны там хитрости и ловушки. В отзыве я сконцентрировалась лишь на внутреннем мире героини и её особенностях. Но это как раз то, что лежит на поверхности. А если покопать поглубже, то можно, пожалуй, много интересного и неожиданного найти.



создала достаточно гротескный, я бы сказала даже нарочито гротескный портрет человека-комбини

Кстати, по аналогии с цитатой из «1984» Оруэлла («Мы выдавим из вас всё до капли – а потом заполним собой»), можно, наверное, сказать, что комбини выдавил из женщины дождя всё до капли – и заполнил её собой. Причём так качественно заполнил, что хочется даже перефразировать известные слова: можно вытащить девушку из деревни комбини, но нельзя вытащить деревню комбини из девушки. Это я так шучу, конечно.)



Кто-то притворяется, что ему или ей нравится работа, только чтобы не разочаровать близких или просто из самообмана. Кто-то носит маску "я в счастливых отношениях"... а у Кэйко своя маска.

Да, маски есть у всех. А постепенное сбрасывание масок и поиск себя настоящего – это, наверное, и есть развитие личности, освобождение. Но героиня же попыталась не открыть своё истинное лицо, а лишь заменить одну маску на другую. То есть речи о том, чтобы быть собой, нет совсем. Ведь вместо настоящего лица у неё инаковость? Ой, что-то я слегка запуталась… )

Спасибо за отклик и интересные мысли, Ника! После твоего комментария книга мне ещё больше нравится. )))


можно вытащить девушку из деревни комбини, но нельзя вытащить деревню комбини из девушки.

Такая шутка может прийти в голову :)



Но героиня же попыталась не открыть своё истинное лицо, а лишь заменить одну маску на другую.

Здесь, как мне кажется, часть проблемы в том, что личность Кэйко, то, какая она есть, никого из окружающих не интересует. Даже если они, предположим, искренне желают ей добра. И это можно понять. У всех свои заботы и интересы. Фурукура не скрывает своего безразличия к другим, у неё, как мы знаем, оно доведено до крайности. Оно может шокировать.
Но и окружающие равнодушны к ней, временами прикрывая это маской лицемерия... Быть может, писательница ещё хотела предложить нам комментарий на тему разобщённости общества.


Возможно, здесь как раз и замыкается тот самый заколдованный круг, из которого сложно найти выход. Ведь здоровое общение – это всё-таки двухстороннее движение, основанное на взаимности. А игра в одни ворота мало кому интересна. И крест такой бесперспективной игры могут взвалить на себя, наверное, только ближайшие кровные родственники или, например, крайне созависимые люди. (Хотя человек с РАС, в отличие от холодного нарцисса-манипулятора, вряд ли способен сформировать у партнёра эмоциональную зависимость и привязать его к себе.) Причём если с сестрой героиня хотя бы изредка общается, то любящих её родителей она совсем не балует визитами. Попытки же других людей построить глубокие, доверительные и близкие отношения с человеком, лишённым эмпатии, заранее будут, конечно, обречены на провал, так как это практически невозможно. Но уважительное и доброжелательное общение (без сближения) вполне имеет место быть.


всё-таки двухстороннее движение, основанное на взаимности.

Да, но я немного не об этом. Конечно, общение - дорога с двусторонним движением. Более того, я думаю, что искренний интерес к другому человеку - вещь достаточно редкая и ценная. Однако если нас не интересует другой человек, то вряд ли мы позволим себе лезть в его или её жизнь со своим мнением. В этом случае мы не будем думать, что мы знаем, что этому другому человеку надо. Вот об этом я говорила. Непрошеные советчики, которые думают, что понимают, что нужно Кэйко, и которым нет никакого дела до её чувств, не вызывают лично у меня никакого доверия) И совершенно не похоже, чтобы их отличала высокая эмпатия.
Мне кажется, мы всё же восприняли эту историю по-разному) Я вот как-то не увидела, что родители героини любящие. Мне скорее кажется, что они не пытались по-настоящему понять девочку в детстве, разобраться в её особенностях, а действовали под влиянием определённых стереотипов... Это сказалось негативно, главным образом в том смысле, что Кэйко не уверена в себе.
И я не убеждена, что у Кэйко расстройство аутистического спектра, хотя вроде похоже на то. Мне кажется, свидетельства противоречивы. К примеру, Кэйко не смущает та самая "симфония комбини" - шумы и постоянная смена покупателей в магазине. Наоборот, ей это нравится. Она много часов находится на людях, и опять же чувствует себя совершенно нормально. Не знаю, насколько это соотносится с возможным РАС.

Спасибо за обсуждение, Людмила :)


И тебе, Ника, огромное спасибо за интересное обсуждение! )



Я вот как-то не увидела, что родители героини любящие.

Я просто поверила самой героине-повествовательнице и сделала такой вывод из её же слов. Например, когда после ужасного случая с учительницей Кэйко с мамой возвращались с педсовета домой, то мама не ругала дочку за плохой поступок, а обнимала и жалела её. А вот и конкретные цитаты с мыслями героини:

«Родители хватались за голову, не зная, что со мной делать, но продолжали меня любить».
«Родители меня любили, берегли – и потому переживали за мою психику с утра до вечера».
«Доктор сперва заподозрил семейный разлад, но при виде спокойного, солидного папы – служителя банка и робкой, но ласковой мамы, а также любящей младшей сестры проникся ко всем нам симпатией».
«… заботы и ласки дома мне и без его советов хватало».
«… родители всё равно волновались, смогу ли я такая выжить в обществе самостоятельно».
«Продолжая любить меня, родители очень стараются смотреть на мою "вечную подработку" сквозь пальцы».



я не убеждена, что у Кэйко расстройство аутистического спектра

Я, конечно, могу ошибаться. Такой диагноз может поставить только врач-психиатр, а мы здесь лишь делимся своими впечатлениями и догадками. Но, кстати, для подтверждения диагноза совсем не обязательно наличие абсолютно всех признаков расстройства, вполне достаточно большинства из них, если они являются постоянными и всеобъемлющими. Но если, например, предположить, что у героини нет этого неизлечимого диагноза (РАС), то тогда спрос с неё и её ответственность за себя и свою жизнь возрастают многократно. И ещё мне кажется, что сваливать вину на не совсем идеальных родителей можно до достижения ребёнком совершеннолетия, но после этого все мы, став взрослыми, уже сами становится полноценными соавторами своей судьбы. И если окружающих с их навязываемыми советами мы изменить не можем, то зато мы можем пытаться изменить себя и своё отношение к ним и их мнениям. Ведь проблема не только в самом окружении и советах, а и в реакции на это всё Кэйко. И реакция эта в немалой степени зависит непосредственно от героини. Человек же не может нравиться всем. И всегда найдутся люди, бросающие камень в его огород. Возможно, ошибка Кэйко в том, что она смотрит и реагирует на камень (принимая его близко к сердцу), а не на того, кто его бросил. Но это лишь моё предположение, конечно.

Всегда рада твоим комментариям, Ника! )


Конечно, мы здесь лишь обмениваемся мнениями и делимся своими впечатлениями))


Ведь проблема не только в самом окружении и советах, а и в реакции на это всё Кэйко.

Да... Возможно, причина того, что Кэйко так реагирует на внешние раздражители в том, что она не освоила какие-то важные социальные навыки. И это может доставлять ей дискомфорт.
Всё это, разумеется, только мои предположения... Но так или иначе, мне кажется, история эта привлекает внимание в том числе и к проблемам коммуникации, к тому, что не так просто бывает в них разобраться, а тем более подобрать ключик, который их подкорректирует... При этом ничего страшного в этом нет.


Всегда рада твоим комментариям, Ника! )

Взаимно, Людмила!)


история эта привлекает внимание в том числе и к проблемам коммуникации

Да, я согласна, конечно. Тема сложностей коммуникации вообще занимает особое место в художественной литературе, отражая эту вечную проблему общества. Ведь хорошие человеческие взаимоотношения – одна из самых важных ценностей в жизни. Поэтому способность к их построению можно, наверное, считать существенной частью процесса самореализации. И начинать, как мне кажется, всегда надо с себя, так как отношения человека с самим собой являются фундаментом, на котором строятся его отношения с другими.


Людмила, как ты быстро прочитала ) Здорово ))



мне в какой-то момент показалось, что она всё же под давлением родственников наблюдалась у специалиста

Мне тоже показалось, что она обращалась в какой-то момент к специалисту. Но мне (почему-то) показалось, что он не смог ей помочь, найти к ней подход и разобраться в  ее проблемах.



непонимание шуток и переносного смысла, буквальное восприятие слов, чрезмерная потребность в неизменности, ограниченность интересов, склонность к бесконечно повторяющимся действиям и ритуалам

все эти свойства напомнили мне героя из  Грэм Симсион - Проект «Рози».  Но там совсем другая история, комедийно-мелодраматическая, несмотря на то самое расстройство аутистического спектра у ГГ



или же романтизировать их достаточно серьёзную особенность

Романтизировать, конечно не надо...

Спасибо за рецензию, Людмила! ) С интересом прочла. И картинка в конце в тему твоего обзора


Спасибо за отклик, Кристина! )



Мне тоже показалось, что она обращалась в какой-то момент к специалисту. Но мне (почему-то) показалось, что он не смог ей помочь, найти к ней подход и разобраться в ее проблемах.

Вполне возможно, что это так и было. Да, важно найти подходящего специалиста. Но не менее важно, чтобы сам пациент хотел работать над своими проблемами и не придумывал отговорки. К сожалению, некоторые люди боятся узнать свой диагноз и отказываются обращаться за помощью. И героиня, наверное, из их числа.


Людмила, какая же интересная рецензия! Дышащая в ритме пульса Кэйко сквозь ритм строчек... Очень тронула эта история. Но теперь становится заметным, что отличие наших японских героинь состоит во взгляде на мир: у Тавады он направлен наружу, у Мураты - скорее, внутрь.



Но когда в ушах вновь слышится привычная "симфония комбини", она успокаивается и засыпает.

Жуткая колыбельная. Подумалось, хорошо уже то (если так уместно выразиться), что героиня обрела себя хотя бы в такой относительно безопасной сфере профессиональной деятельности.



И она вдруг признаётся себе, что в глубине души и сама хочет каких-нибудь перемен. Причём не очень даже важно, каких именно - к лучшему или к худшему.

Ох, как жаль человека, которому уже не важна суть перемены. Это же какое отчаяние должно настигнуть душу! И потом констатация невозможности этой перемены... Грустно.



Поэтому в каком-то смысле её судьбу можно считать успешной (в контексте предполагаемого диагноза).

Да, всё познаётся в сравнении. И жизнь героини демонстрирует, наверное, один из лучших вариантов возможной судьбы человека, наполненного внутренним дождливом миром...

Спасибо Вам большое за чудесную рецензию, Людмила! Прочитала на одном дыхании... Очень зацепила меня история человека-комбини.


Спасибо большое, Анна, за добрые слова! )

Меня тоже зацепила история человека-комбини. В отзыве я сосредоточилась лишь на главной героине. Но в книге есть один бездельник-псевдофилософ, который любил растекаться мыслею по древу и умничать. Так вот он был занят поиском жертвы, на которой можно будет паразитировать. И героиня попалась на его крючок. Но, к счастью, ей удалось сбросить с себя этого паразита, из-за которого она даже душ не могла принять, так как он поселился у неё в ванной и вообще оттуда не выходил. )

Кстати, часть людей с расстройством аутистического спектра (это единицы, конечно) гениальны в какой-то сфере деятельности (синдром саванта), то есть недоразвитие в одной из областей психики сопровождается гиперкомпенсацией в другой. Считается, что к РАС в той или иной степени имеют отношение такие известные личности: Альберт Эйнштейн, Моцарт, Микеланджело, Андерсен, Льюис Кэрролл, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Никола Тесла, Бобби Фишер, Билл Гейтс и другие.


Но, к счастью, ей удалось сбросить с себя этого паразита, из-за которого она даже душ не могла принять, так как он поселился у неё в ванной и вообще оттуда не выходил. )

Ужас. Какой сложный случай автор вывела на авансцену - хрупкое личное пространство такой особенной героини, опутанное липкой паутиной паразитирующего паука. Хорошо, что ей удалось избавиться от столь цепких лапок этого псевдофилософа.)

Ох, список, приведённый Вами, Людмила, внушительный. Поражает масштабом образов, возникающих перед внутренним взором... Видимо, не спроста бытует мнение, что природа разделяет семена гениальности поровну с печальной долей незавершённости, отведённой человеку щедрой (или скупой?) горстью судьбы...

Спасибо за интересный комментарий, Людмила!)
Доброго вечера Вам.)


Спасибо, Анна! Приятного вечера! )


"... Альберт Эйнштейн, Моцарт, Микеланджело, Андерсен, Льюис Кэрролл, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Никола Тесла, Бобби Фишер, Билл Гейтс и другие".

Этот список можно увеличить на несколько сотен имён, просто припоминая всем известных людей прошлого: покойники безответны, им можно приписывать всё, что угодно. И формула  "Расстройства аутистического спектра" чрезвычайно удобна:  не нозологический диагноз, а "диагностическая корзина" (то есть эдакая виртуальная мусорная корзина, куда можно складывать всё не очень понятное и сомнительное).


Спасибо, что поделились своим мнением, Андрей!

Границы нормы, безусловно, значительно шире границ патологии. И предположение о таком диагнозе, может, конечно, быть и ошибочным. Хотя мне почему-то кажется, что вряд ли можно приписать РАС абсолютно всем известным людям прошлого.


Можно, можно. Бумага всё терпит. Старая истина:)


Ну, Вам, как врачу, наверное, виднее. )


Таких детей иногда называют детьми дождя

вот кому пригодился бы зонтик с запахом счастья.
Спасибо за интересную рецензию, Людмила


Это точно! Такой зонтик им просто необходим! )

Спасибо, Женя, что заглянул на огонёк! )


Зажигай почаще


Какая классная игра слов и смыслов! )
Браво, Женя! Порадовал ты меня как зажигательницу. )


Ну нет, рассказ "Спать хочется" Чехова совершенно не об этом... А здесь после эпизода с ножом и младенцем как-то ожидалось в конце преступной выходки... но нет, обошлось!)


Ну да, я знаю, о чём рассказ "Спать хочется". ) И, конечно, приведенное мной сравнение не очень корректно. Но у меня при чтении упомянутого эпизода действительно возникли ассоциации с чеховским рассказом: то, о чём лишь подумала одна героиня (взрослая женщина), другая (девочка) давно совершила. Кстати, я совсем не ожидала в данной ситуации преступной выходки от Кэйко, так как её мысль завершалась существенной деталью: "сводись задача лишь к этому".


Чеховская героиня - ребенок, и она совершает убийство бессознательно, под влиянием физиологии, как голодный человек ворует пирожки. Здесь, наоборот, вывих мысли. Взрослая женщина и в самом деле "просто подумала", но , возможно, автор ввела этот штрих, чтобы читатель насторожился... Героиня в целом мне понравилась, хотя при такой любви к работе в магазине можно было бы хотя бы заикнуться о постоянной ставке!))) Вот пишут, что автор повести тоже работает на половинку ставки в комбини, но у нее же главная музыка в душе - писательство.


Да, я согласна с Вами. Возникновение ассоциаций, конечно, не означает тождественности ситуаций или поступков. И попытки сравнений автора с её героиней, наверное, как раз тоже из этой же серии. Ведь вполне вероятно, что разница между писательницей и Кэйко ничуть не меньше, чем разница между Кэйко и чеховской засыпающей девочкой. То есть в обоих случаях прямых аналогий нет и быть не может, несмотря на наличие каких-то несущественных (хоть и бросающихся в глаза) совпадений.

Мне тоже в целом понравилась героиня. И, кстати, она, по-моему, работала как раз на полную ставку. Просто Кэйко боялась признаваться окружающим в том, какое место занимает в её жизни работа в комбини. Поэтому она и сочиняла, что лишь временно подрабатывает там.


Я даже не поняла. Вроде как она получала там очень мало и считалась на " подработке". Работа точно была непостоянная, этот ее вымышленный сожитель потом предлагает постоянную работу курьера за которую она будет получать больше... помните? В Японии временному работнику платят и в самом деле гораздо меньше, чем постоянному. И она соглашалась быть " временной" целую жизнь? Ну хоть бы попыталась... Вот в этом ее странность, да. Вы очень точно заметили, что между героиней и автором повести, вероятно, бездна. Писатель на временной подработке - это совершенно понятно. Она в магазине всего лишь черпает информацию для своего произведения, здесь половинки ставки вполне достаточно... Но если это ВСЯ твоя жизнь... мне показалось, что есть какое-то несоответствие между тем. как она творчески воспринимает свою работу - и как совсем не интересуется своим местом в ней.