Больше рецензий

8 сентября 2022 г. 00:28

225

5 Падшее божество

Сколько бы я ни читал книг по римской истории, мне всегда в голову приходит одна и та же мысль: «нужно прожить жизнь так, чтобы спустя две тысячи лет о ней слагали легенды».

В случае Марка Антония и Клеопатры, нужно любить друг друга так, чтобы ваша любовь стала синонимом самого этого слова; чтобы, говоря «любовь», человек в первую очередь вспоминал то чувство, что разделяли сердца римского военноначальника и египетской царицы. Любовь Марка Антония и Клеопатры — это быль, ставшая сказкой. Сон наяву.

Но для меня «Антоний и Клеопатра» — это в первую очередь история не любви, а падения. Есть два вида любви. Одна возвышает человека, другая — ослепляет и сжигает. К вящему сожалению Марка Антония, его сердце поразил именно второй вид любви — любовь созависимая, обжигающая, втаптывающая достоинство человека в землю под пятой возлюбленного. Непобедимый полководец, именуемый на родине не иначе как полубогом, римским Гераклом, превратился в жалкую тень себя былого, — и далеко не потому, что постарел и изнежился.

Нет здесь и вины Клеопатры, как бы ни намекали об этом второстепенные персонажи трагедии. Помните: чувство, что их разделяло, было созависимым, соабьюзивным. Клеопатра сгорала изнутри не меньше, чем Антоний, а всякие попытки потушить пламя приводили к тому, что оно разгоралось с новой силой. Реакция Клеопатры на фиктивный брак Антония с сестрой Цезаря Октавиана — яркий тому пример: «она тридцатилетняя дурнушка, мой Антоний ни за что не посмотрит на нее».

В падении Антония некого винить, кроме самого Антония, который преодолевал любые невзгоды, но оказался бессилен перед чувством к женщине. Кульминацией разложения личности великого воина можно считать бегство из морского сражения у мыса Акциум, совершенное им задолго до той минуты, когда окончательно очертились контуры поражения... совершенное по единственной причине — страхе за судьбу человека, с которым он был связан узами более крепкими, чем кровные. В этот момент Антоний поставил безоговорочную точку в вопросе, что для него важнее: быть римлянином, воином и полубогом, — или любовником египетской царицы.

Антоний выбрал любовь, — и поплатился за это.

«Антоний и Клеопатра», как мы помним, относится к жанру трагедии. И трагедией ее делает тот факт, что Клеопатра выбрала по-другому.