Больше рецензий

21 сентября 2013 г. 16:15

794

5

Трубецкой характерная религиозная фигура на горизонте русской философии. Он, говоря языком психиатрии, был на протяжении всего творчества акцентуирован на теме смысла жизни. Топос философа – сень догматов Церкви, поэтому для него уже заранее ясна та гавань, куда он пребудет – гавань Христа, и смысл жизни виделся ему как Крест Христа. Наивность философа выражена еще и в том, что он был уверен, что все запутанные антиномии и парадоксы религиозного сознания можно логически разрешить.

Труд «Смысл жизни» (1918) князя Е. Трубецкого масштабная веха в истории русской религиозной мысли. (Значительная его часть почему-то отведена разбору вопросов теодицеи). Разбирать его здесь нет смысла. Стоит только отметить самые впечатляющие размышлизмы этого монумента, - это, безусловно, пассажи про бессмысленность жизни.

Ища смысл, мы видим всеобщую будничную бессмысленность жизни. Жизнь подобна порочному кругу, что является образом ада «у древних и у христиан». В аду все – вечное круговращение. Бессмысленное круговращение вселенной ощущается и в живой природе оставляя мучительное впечатление неудачи. Согласно князю, «нам становится тошно от жизни» наблюдая это бессмысленное вращение. Весь «жизненный круг» живых организмов стремится к единственной цели – сохранения жизни. Чтобы поддерживать это «сохранение жизни» необходима непрерывная «борьба за существование».

«Для сохранения каждой отдельной жизни нужна гибель других жизней». Замкнутый круг: «все пожирают друг друга и никогда до конца не насыщаются».

Все живое борется для взаимного истребления. Что касается человека, то

«он пресмыкается, ползает, жрет, превосходит разрушительной злобой самого кровожадного из хищников, являет собой воплощенное отрицание всего святого и в заключение умирает».


Общественная жизнь переполнена бессмыслицей. Механическое круговращение жизни «мальчика при лифте» или чиновника, которые хотят быть индивидуальностями, а

«жизнь сделала того и другого безличным номером, - одного пишущей машиной, а другого – мальчиком при машине».

Ищут спасения обычно от этого рабства в книжном, призрачном мире. Скажут: жизнь на работе – «не самая жизнь, а добывание средств к жизни». Но большинство безнадежно поглощено работой не думая ни о каких целях. Биологический закон борьбы приводит в движение весь социальный механизм жизни, порабощая дух. Оркестр в ресторане – символ человеческой пошлости.

Талантливая, сильная и мощная работа, если взять в скобки истовую религиозность автора.

Комментарии


И в чем Вы находите " талантливость, силу и мощь" этой книги? Вы действительно согласны с Трубецким, что жизнь человека это по сути бессмысленное и пустое движение атомов без вкуса, цвета и запаха, "одна пошлость, взаимное истребление, бессмысленность"?:)
Неужели в жизни так трудно обнаружить ценностные возможности ( смыслы жизни), которые бы стоили того чтобы жить, любить и наслаждаться жизнью.


Вопрос не в моем согласии или нет с его позицией. Я вообще пишу не о своих взглядах на смысл жизни. Просто князь был высокообразован, имел отменный вкус, слог и прекрасное воображение. Эта книга - честь для нашей культуры.