Больше рецензий

21 сентября 2013 г. 15:06

1K

4

Пожалуй, самая интересная книга написанная о жизни Шри Ауробиндо - индийском философе, мистике и поэте.
В своих философских произведениях Ауробиндо стремился к концепции «интегральной веданты»: синтезу индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями: философией полного аскетизма и абсолютного отрицания видимой Реальности (философия Веданты) и материализмом западной науки.
Шри Ауробиндо в течении всей жизни работал над созданием новой интегральной философии которая вобрала бы в себя лучшее от восточной философии и западной науки избавившись от их недостатков и слабых сторон. В основу этой новой философии был положен интегративный принцип включающий все стороны многообразного мира и все его сферы проявления.
Ауробиндо пытался связать в концептуальном единстве Дух и Материю, не пытаясь отрицать существующую реальность обоих. На мой взгляд читать произведения Ауробиндо сложно и зачастую очень утомительно. Его мысль витиеватая и расплывчатая, лично у меня вызывающая сон и перенапряжение ума. Его взгляды основаны на субьективных переживаниях и на мой взгляд не всегда логичны и рациональны.
В заключении хочу отметить, что работы Шри Ауробиндо послужили основой для интегрального подхода известного философа и трансперсонального теоретика Кена Уилбера.
У Сатпрема получилась несколько романтизированная биография, но все-таки не стоит забывать, что на протяжении долгого времени он был учеником Ауробиндо. Некоторые факты изложенные в этой книге не соответствуют действительности. В любом случае читается действительно интересно.
В 1968 году под эгидой ЮНЕСКО в штате Тамилнад (Индия) рядом с городом Пондичерри был создан Ауровиль. Начало создания города положила Мирра Альфасса (Мать) - духовная сподвижница Шри Ауробиндо. Город представляет собой своего рода социальный эксперимент по созданию интернационального общества: людей живущих вне расовых, национальных и духовных различий.
Некоторые мысли Ауробиндо вызывают интерес и мотивируют на дальнейшее размышление. Возьмём к примеру " принцип космической справедливости. Принцип космической справедливости для Шри Ауробиндо – нечто совершенно иное, нежели то, чем считает ее большинство людей. Она существует только в том смысле, что добродетельные люди движутся к божественному состоянию, а порочные приближаются к демоническому. Или популярное суждение о реинкарнации и Карме – оно основано на простом предположении, что работы Природы должны быть моральными и протекать в соответствии со строгой моралью равной справедливости – скрупулезным, даже математическим законом вознаграждения и наказания или, во всяком случае, в соответствии с результатами, согласующимися с человеческим представлением о правильном соотношении. Но Природа внеморальна – она использует силы и процессы, моральные, внеморальные и аморальные – все вместе, для осуществления своей деятельности. Природа, в своем внешнем аспекте, выглядит ни о чем не заботящейся, кроме как о выполнении различных вещей – или же о создании условий для искусного разнообразия игры жизни. Природа, в своем более глубоком аспекте, как сознательная духовная Сила, заботится о росте через опыт, о духовном развитии душ, находящихся на ее попечении. Люди часто жалуются и удивляются, что и их, и других людей необъяснимо посещают столь бессмысленные страдания и неудачи. Но разве, в действительности, они посещают их из-за внешней Силы или по механическому Закону Кармы? Как следствие их действий или воздаянием за некогда совершенные ими деструктивные поступки. Разве не может быть так, что душа сама – не внешний разум, а дух внутри – допустила и избрала эти вещи как часть своего развития, чтобы быстро пройти через необходимый опыт, прорваться, durchhauen, даже с риском для внешней жизни и тела или ценою ущерба для них? Для растущей души, для духа внутри нас, не могут ли трудности, препятствия, быть средствами роста, прибавления силы, расширения опыта, обучения, служащими духовной победе?