Больше рецензий

Ms_Lili

Эксперт

Эксперт по призванию

6 сентября 2022 г. 22:12

148

4 Библия как древнейший фэндом

Библия - очень известная и важная книга, которую не все читали, но при этом все равно знакомы со многими ее сюжетами. Тем не менее, полагаю, что не всякий из тех, кто ее читал, понимает, что из себя представляет ее канон. Оговорюсь сразу, что я Библию не читала, как и не читала ничего из тех многочисленных текстов, о которых речь пойдёт ниже.

Для начала важно прояснить, что такое евангелие. Филипп Дженкинс пишет, что у нас нет точных критериев определения этого термина. Главным образом, он применяется ко всем текстам об Иисусе Христе, зачастую это биографические или повествовательные тексты, и их центральной фигурой часто выступает сам Христос, но не всегда. Их авторами могли быть отдельные люди (апостолы, например) или группы людей (от египтян или евреев). Слово «евангелие» в названии текста, говорит Дженкинс, не указывает на подлинность или признание текста официальной Церковью. Евангелия соперничают между собой, включаются и исключаются из канона, объявляются лже- или апокрифичными, но Церковь на само это слово не претендует. Евангелие также не является ни жанром, ни форматом. Известны евангелия, которые представляют собой сборники изречений Иисуса или богословскими трактатами.

Филипп Дженкинс пишет:



Если учесть, что текст, претендующий называться евангелием, удовлетворяет всем прочим критериям, то датировка его создания к делу не относится, как и его притязания на историческое авторство. Нет никаких причин для того, чтобы «евангелия» перестали создаваться и читаться даже сегодня, хотя это и не означает, что современные тексты такого рода в каком-либо смысле можно считать «авторитетными».

Каноническими сегодня считаются четыре евангелия: от Матфей, Марка, Луки, Иоанна. Они входят в Новый Завет вместе с деяниями Апостолов, посланиями Апостолов и Откровением Иоанна Богослова (он же Апокалипсис). С Ветхим Заветом все сложнее: количество и состав канонических книг варьируются в разных конфессиях и географических регионах. Помимо канонических книг существуют второканонические книги, которые как бы тоже входят в канон, но носят второстепенное значение.



Современные протестанты пользуются строго определенной Библией с полностью предсказуемым содержанием, и всякий отход от нее глубоко их тревожит. Но на самом деле содержание Библии – разное в разные времена и в разных местах, и незачем особенно углубляться в историю, чтобы найти тому примеры. На протяжении Средних веков, а то и позднее, христиане принимали Ветхий Завет в значительно более широкой версии, нежели та, что мы видим в таких стандартных современных переводах, как New International Version.

Важно понимать, что текстов об Иисусе ОЧЕНЬ МНОГО. Вот прям очень. И они очень сильно отличаются друг от друга и по форме и по содержанию. Они рассказывают нам совершенно разные истории о Христе, о том, каким он был и какие поступки совершал. Есть евангелия, которые рассказывает о любви и отношениях Иисуса и Марии Магдалины (об этом в частности рассказывает книга Дэна Брауна «Код да Винчи»). В некоторых Иисус предстает сыном Божьим, в некоторых талантливым мистиком. Порой он обладает сверхъестественным даром с раннего детства, порой в подростковом возрасте убивает своего сверстника за непослушание. Воистину, он многолик, и все его такие разные образы - наше культурное богатство и наследие.



Читая альтернативные писания, они продолжали представлять себе одного Иисуса, который выражается, словно загадочный дзэнский мистик, и другого – который выражается, словно некий доморощенный философ. Они знали Иисуса, который явно отрицал свою божественность, знали чудовищного мальчика Иисуса, который демонстрировал свою божественную природу, убивая сверстников, Его оскорбивших, а также фокусника Иисуса, который мог делаться невидимым, чтобы показать, что Он мог бы избежать Креста, если б того захотел.

Тексты о нем дают разнообразные версии известных нам событий. Так, Евангелие от Иуды повествует о разговоре Иисуса и Иуды перед их приходом в Иерусалим, где Иисус будет распят и воскреснет. Они обсуждали будущее предательство Иуды (разве это предательство, если он об этом знал заранее и мы это даже вместе обсуждали, вопрошает Иуда). Есть серия так называемых марианских евангелий, посвящённых Марии - матери Иисуса, которые отвергает Католическая Церковь, Мария в них предстает женской версией Иисуса и совершает чудеса с раннего возраста. В других апокрифичных Евангелиях зачастую был популярен сюжет о Нисхождении Иисуса в ад или Успение Марии (Восхождение девы Марии на небеса), эти сюжеты часто встречаются на старинных фресках и предметах искусства. Их также не признавала Церковь, но они были действительно востребованы (многие люди переживали, что Адам и другие библейские праотцы жили до Иисуса, и поэтому их грехи не были искуплены, им пришлось отправиться в ад, поэтому чтобы закрыть эту потребность, были созданы евангелия о Нисхождении, где Иисус спускается в ад, сражается с демонами и освобождает праотцов).

Часть сюжетов посвящены Марии Магдалине. Есть мнение, что Церковь спекулировала, низводя Марию до блудницы и проститутки, хотя она, возможно, была даже апостолессой, и что так официальная Церковь боролась со слишком влиятельной женщиной.

Любопытно, но и сам Иисус и его мать Мария встречаются и в мусульманских текстах, где к ним относятся с большим уважением, но подчеркивают, что Иисус, несмотря на все свои достоинства, все-таки человек, а не сын Божий. Они описывают его как сурового аскета, который «ел листья с деревьев, одевался во власяницу и спал там, где застигнет его ночь».

Отдельная фандомная ветка есть у дерева, на кресте из ствола которого распяли Иисуса. Так, рассказывается, что это дерево - то же самое, что фигурировало в истории об Адаме и Еве. По разным версиям это дерево либо яблоня, либо смоковница, и существует оно. Вроде Иуда тоже повесился на смоковнице? (Эта версия из Евангелия Амоса Оза).

Здесь надо упомянуть, что статусы этих текстов - отдельная тема, о которой можно говорить до утра. Разделение на канон/неканон слишком упрощенное и не отражает все богатство происходящего в этом литературном фэндоме. Каноничность-апокрифичность сильно варьировалась географически и даже в пределах одной конфессии. Некоторые тексты не входили в канон, но при этом активно читались на проповедях и никем не преследовались. Называть какие-то евангелия запрещенными тоже не совсем верно, поскольку в давние времена в эпоху отсутствия коммуникаций было очень проблематично запретить какой-то текст на всей территории Франции, например. Так что если тексты и запрещались, то только точечно. «Утратить» евангелие тоже было сложно. То, что считалось утраченным в Европе, могло преспокойно храниться в Армении, иметь там популярность и читаться с кафедры каждое воскресенье. До прочтения этой книги я даже не знала о существований Эфиопской Церкви, и, однако, именно она с большой неохотой отказывалась от древних текстов, и поэтому сохранила множество из них.

Поэтому когда где-то объявляют, что «отыскано утраченное евангелие, которое наконец-то открыло правду о том, что…», вы можете теперь оценить всю сенсационность подобных находок.

Авторство и подлинность этих текстов также отдельный разговор. Большинство из них написаны в первые несколько веков после Иисуса, другие намного позже. По сути мало что даже из канона написано очевидцами упоминаемых событий. Не факт, что Евангелие от Луки написал сам Лука, но, похоже, что это не особо значимый вопрос. Евангелие от Луки это, скорее, POV: Лука, выражаясь современным языком. Подлинность или правдивость - крайне эфемерная субстанция в этой области. Подлинность это, скорее, о возрасте текста, нежели его авторстве. Здесь более важны детали, дающее представление о мировоззрении, религии и быте указанного периода, нежели о том, действительно ли автор тот, за кого себя выдает, или видел, как Иисус ходил по воде и так далее. Поэтому в этой категории тексты делятся на авторитетные и не авторитетные.

Я повторюсь, я не читала ничего из вышеуказанных текстов, кроме самой работы Дженкинса, но я теперь сильно подозреваю, что сценаристы последних сезонов Сверхъестественного черпали идеи из реально существующих древних текстов.

Библия и все околобиблейские тексты и Евангелия это по сути большой фандом. Представьте себе древность, в которой из литературы только Библия с ее условным каноном и весь остальной фанфикшн с градациями авторитетности и распространенности. Это как если бы сегодня остались лишь книги о Гарри Поттере и их фанфики. И все это при этом без Джоан Роулинг, чтобы обеспечить а) подвижность Канона, б) пощадить чувства всех оскорблённых. Хотя её Твиттер со всеми этими вбросами, которые она себе позволяет, смотрелся бы более чем уместно в рамках этой вселенной.

Для тех, кто расстроен всем этим хаосом, неупорядоченностью и несостыковками в версиях даже в рамках канонических евангелий, я напомню от лица Дженкинса, что многоликий Иисус - это не баг, а фича. Он отображает всю многоплановость и все богатство этого самого важного и скрепного персонажа западной культуры. Его так много, и он такой разный, и это классно.

Сама книга небольшая по объему, малоформатная, шрифт удобный, обложка твердая, издание красивое, стоит копейки, читать было очень сложно, но я справилась.

Спаси книгу - напиши рецензию