Больше рецензий

30 августа 2022 г. 19:36

578

5 Вывих мозга, который понравился

О существовании этой книги я узнала от Алисы с канала Peake-week Papers и заранее предвкушала что-то необычное. Повествование здесь ведётся от лица Оскара Моцерата - необычного ребёнка, который уже в момент рождения рассуждал как осознанная и сформировавшаяся личность. Уже тогда он решил что мир взрослых не для него и сознательно остановил процесс своего взросления в три года, сконцентрировав всё своё внимание на исполнении музыкальных композиций на жестяном барабане. Кроме того, когда Оскара что-то не устраивало, он кричал, и своим криком бил стекло.
В образе Оскара прослеживаются явные параллели с нацистской Германией, на что намекает один абзац, в котором события на фронте перемежаются игрой Оскара в песочнице. Кроме того, именно после 1945 года Оскар принял решение снова начать взрослеть, и это, как мне кажется, был неслучайным сюжетным поворотом.
Также Грасс привнёс в книгу некоторые моменты из своей биографии - как и Оскар, он родился в вольном городе Данцинге (ныне Гданьск) и, также, как у Оскара, отец писателя был немцем, а мать — представительницей кашубского народа. Впрочем, сам Оскар всю книгу утверждал, что его отцом был двоюродный брат его матери и, следовательно, Оскар не немец.
Кстати, из текста можно также сделать вывод о том, что Оскар - альтер эго писателя ещё и потому, что также, как этот назойливый и шумный ребенок раскрывает натуры других персонажей с помощью барабанного боя и битья стекла, при этом оставаясь в тени своего детского возраста, Гюнтер Грасс обнажал неприглядную действительность первой половины XX века, скрываясь под вуалью иносказательности.