Больше рецензий

28 августа 2022 г. 23:33

516

4 "Первый в роду будет к дереву привязан, последнего в роду съедят муравьи."

Хосе Аркадио Буэндиа и Урсула Игуаран любят друг друга и собираются пожениться. Но они являются двоюродными братом и сестрой, и прабабушка Урсулы предостерегает её, что вследствие их родства у них может родиться ребёнок с поросячьим хвостиком. Девушка настолько напугана этим предсказанием, что после свадьбы всячески уклоняется от исполнения супружеских обязанностей, из-за чего через несколько месяцев над Хосе Аркадио потешается уже весь город. Однажды, молодой муж, не выдержав насмешек Пруденсио Агиляра, в пылу ярости убивает его, а жену в ту же ночь принуждает к близости. Но призрак Пруденсио является к супругам ежедневно, как наказание за убийство. Молодые решают навсегда покинуть родную Риоачу и основать своё поселение, где призрак не будет их мучить, и где никому не будет дела до их ребёнка, если тот родится с хвостиком. Буэндиа и несколько их друзей с семьями уходят из Риоачи, и, найдя уединённую долину, основывают селение Макондо...
Очень своеобразная книга, на мой вкус. Прежде у Маркеса я читала только повесть "Полковнику никто не пишет", но это - одно из ранних произведений автора, написанное в духе реализма. "Сто лет одиночества" же - классический пример так называемого "магического реализма", родоночальником которого у себя на родине является Маркес. И действительно, роман выдержан в рамках жанра: реальность настолько тесно сплетена здесь с вымыслом, что ты воспринимаешь это как данность, нечто обыденное, повседневное. Вроде и осознаёшь, что всё написанное бред, но это тебя не слишком коробит, и ты продолжаешь увязать в этой каше. Причём тебе реально интересно, к чему же всё это приведёт.
Если коротко характеризовать книгу, то это колумбийский вариант целомудренного "Тяжелого песка" Рыбакова, смешанный с эксентричным "Хазарским словарём" Павича. В центре сюжета клан Буэндиа, где всех мальчиков принято называть Аурелиано и Хосе Аркадио, а девочек - Урсулами, Амарантами и Ремедиос. Урсула боялась, что её потомки родятся с поросячьими хвостиками, но всё её дети и внуки появлялись на свет без физических отклонений. Зато психическое здоровье, на мой взгляд, сильно пострадало. Честно говоря, не помню, встречала ли я ещё у кого-то из писателей такое количество пороков в одной книге, тем более у членов одной семьи. Весь роман - сплошная мешанина бесконечных сношений, инцеста, убийств, чревоугодия, злобы, ненависти, мести, драк, пьянства, лени и пр. И при этом клан Буэндиа успевал как-то жить и даже иногда жить нормально, по-человечески, совершать хорошие поступки, бороться за справедливось в мире и благополучие Макондо, в основном, правда, благодаря характеру и стараниям Урсулы. Но этого в книге гораздо меньше, чем вышеперечисленного.
Основной недостаток всех Буэндиа - неспособность любить. В силу этого каждый из них обречён на одиночество: кто-то в буквальном смысле, кто-то в переносном. И это явилось семейным проклятием, от которого нет спасения. Лишь последняя пара из этого клана оказалась способной на любовь, хотя, на мой взгляд, эта "любовь" тоже слишком нездоровая. В общем, жили они все долго, несчастливо, мучили себя и других. Этакая кровавая Санта-Барбара, которая, согласно пророчеству, обязана когда-то весьма печально закончиться.
В чём смысл этого романа, его цель, основной посыл и был ли он вообще, для меня так и осталось загадкой. Я знаю, что Маркес писал книгу в пору финансовых трудностей и очень рассчитывал на её успех. И он был обретён: "Сто лет одиночества" входит в список лучших произведений мировой литературы. Но за что роман попал в этот список, убейте меня, я не понимаю. То, что через призму магического реализма автор показал вехи колумбийской истории на рубеже XIX-XX вв., неоспоримо, и это безусловный плюс книги. Но этого так мало в романе, что, очевидно, освещение подобных тем не является основной целью. Тогда что? Показать, что пороки ни к чему хорошему не ведут? Или показать это посредством приёмов магического реализма? Возможно, я просто не доросла ещё до этой книги, чтобы осознать всю глубину замысла автора. Может быть когда-нибудь мне это удастся. Тем более, что знакомство с работами Маркеса я планирую продолжить. Да и книгу вполне могу порекомендовать к прочтению для общего развития. Несмотря на обилие персонажей с одинаковыми именами, переплетение реальности и вымысла, наличие отвратительных сцен, роман читается достаточно легко и, как я писала выше, с интересом, тем более что здесь есть отсылки к колумбийской истории и культуре. Поэтому рекомендую! Может быть у вас получится ответить на вопросы, на которые не смогла я.