Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

15 сентября 2013 г. 00:42

131

1

Если честно, давно уже не читал этого автора. Когда-то давно прочитал первую часть этой книги - «Недотепа» и… сейчас очень плохо помню об этом процессе. Что в этой книге происходило и о чем она там была. В общем-то, эту книгу, похоже, ожидает подобная судьба. Если я уже в конце книги плохо помнил, что там было в начале.
Даже не верится, что эту книгу писал Лукьяненко. Больше похоже на какой-то фанфик по мотивам… Все проблемы российской литературы собраны тут. В общем-то, благодаря этой книге я для себя выяснил вещи, которые должны присутствовать в произведении, если оно хочет соответствовать званию «Эталонная юмористическая фантастика по-российски». Впрочем, об этом позже. Давайте немного о том, что в этой книге есть хорошего.
Во-первых, она читается быстро, пролетая через мозг и совершенно не задерживаясь в извилинах. Прочитать её за пару дней – это нормальное явление. Все равно особо думать там не надо.
Во-вторых, интересная, в общем-то, идея магии и соответствия её с точкой зрения человека на мир – это тоже интересно. Жаль, что особого развития она не получила.
Ну, вот в общем-то и все хорошее что есть в этой книге. Дальше начинается обещанная мною часть: «Как написать эталонную российскую юмористическую фантастику».
1. Всегда что-то должно происходить. Раздумья героя, его рефлексия, описания природы, людей, декораций – не для авторов юмористической фантастики. Пусть даже эти действия в дальнейшем не будут нужны и останутся висящими в «вакууме повествования». Нужны лишние 30-40 страниц для рукописи – отправьте героев учиться в школу убийств. Во-первых, это действие, во-вторых, это обязательно условие для пункта 2.
2. Всегда, запомните, всегда, в любом случае, не упускайте возможность вставить отсылки. Нет отсылок к современности – нет юмора. Читатели вас не поймут. Это же так смешно, заставить мага наколдовать розовую машину и назвать её БМВ – Большая Механическая Волшебная. Целевая аудитория животики надорвет. А представить суровых воителей пустыни в образе супергероев? Ведь читатели так любят загадки и им всегда интересно определить, кого именно автор имеет в виду, по подробным описаниям, абсолютно бессмысленным во всех остальных точек зрения.
3. Помните пункт 1? Не забудьте и об исключении из этого пункта – нужны авторские ремарки «обо всем». Ну да, как у Пратчетта у вас не получится, но они должны быть – это модно. Расскажите о том, почему гномы носят бороды, как легко определить что вы изучили иностранный язык, или что происходит с водой в пустыне. Старайтесь вставлять туда как можно больше юмора близкого к пункту 2 – чтобы читатели не чувствовали себя глупыми. Они всегда узнают свои любимые фразы и рассуждения других героев книг.
4. Впишите в историю мира события, происходящие в других книгах и мирах. Шляпа отбирающая учеников в факультеты? Кто сказал, что она может существовать в одном экземпляре во всей вселенной? Вспомните наследие реальности. Вверните про родную страну что-нибудь обязательно. Параллели – это всегда здорово и обязательно порадую читателя.
5. Не забывайте подыгрывать главному герою. Если он сталкивается со всезнающим драконом, то дракон обязательно должен тупить в его присутствии. Не задумывайтесь о здравомыслии поступков героев. Это же юмористическая фантастика, никто из читателей не спросит – а почему это вдруг этот герой поступил так. Ну, если боитесь подобного вопроса, потом объясните это туманно, в стиле «Я должен был так поступить».
6. Не забывайте, основные читатели вашего произведения – подростки. Да, мы помним, что вы вворачиваете туда аллюзии (если вам понятно это слово) которые больше понятны старшему поколению, но это не важно. В основном будут читать подростки, и значит все должно быть очень простым. В идеале – «Он пошел туда, и нашел там камень. Камнем убил белку. Он съел белку. Он почувствовал себя сытым. Ему стало хорошо.» Исключение – пункт 3. Тут можно позволить себе такую вольность, как деепричастные обороты.
И как вы понимаете, все эти правила (поверьте, их было больше, просто я боюсь утомить вас) я вынес из этой книги. Натыкаясь практически на каждой странице на выполнение одного из этих правил ощущаешь себя каким-то слишком умным для этой книги, которая ведет себя с тобой словно с идиотом, сюсюкает и пытается рассказать сказку про Колобка. Не думаю, что это именно то ощущение, которое я бы хотел испытать от чтения.
И да, при всем этом – это не детская книга. Лукьяненко похоже сам не знал, кому он посвящает эту книгу. Для детей, там слишком много непонятного для них юмора. Даже не слишком много, а просто переизбыток этого. Для взрослых – зашкаливающий идиотизм происходящего. Похоже, что автор писал эту книгу для себя. Ну и для заработка, что уж там говорить.

Комментарии


Эх, вот прочла я Ваш рецепт идеальной российской юмористической фантастики, и мне взгрустнулось - уже пункте на третьем я вспомнила все то, за что так не люблю ее. Потому что весь рецепт сводится, увы к следующему, даже более плачевному, нежели описанному у Вас: 1. Сюжетец 2. Ммм, добавим немного для быдла 3. И еще... и еще чуть-чуууть... 4. Упс, перестарались... Ладно, и так сойдет. 5. И еще немного шуточек.
А вот кстати, говоря за Пратчетта: он как-то умудряется так ловко реализовать пункты 2 и 3, что не то что не тошно, а наоборот.


У Пратчетта, как я уже говорил в одной из рецензий есть секретное оружие. Он демонстрирует не события, а сами явления. Где русский юморист скажет про Windows 1334, Пратчетт напишет о том, что в любом случае программисты настолько ленивы, что вместо того, чтобы придумать оригинальное название просто увеличивают счетчик в конце. Ну или что-то такое.


Это шедеврально. Често-честно.


Спасибо на добром слове =) Старался.


До 5 пункта так и не поняла что же в описанном вами - плохое. То, что так делают многие? Ну а если эта единственная книга в этом жанре, которую я прочитала? Не понятно.


Прошу прощения за поздний ответ.
1. Просто на мой взгляд, банальные описания событий - это плохо. Это из разряда - он пошел, там встретил человека, человек ему дал задание, он пошел выполнять задание. То есть исключительно мало описаний, практически нет каких-то запоминающихся деталей мира. Например, в этой книге посещение школы убийц вообще ничем не обосновано. Оно нужно просто для того, чтобы в книге что-то происходило. И мне вот это совершенно не нравится. Вместо того, чтобы рассказать больше про мир, авторы рассказывают больше про события.

2. Отсылки к современности - это такая банальщина. Серьезно, завтра на смену БМВ придет совершенно другая машина, знаменитую музыкальную группу сменит другая, более популярная. И уже через пару лет после выхода книги, большая часть шуток понятна не будет.

3. Я не против ремарок. Но они должны быть к месту. А не вставлять их туда, где они полностью разваливают динамику повествования. Это словно, вам рассказывают интересную историю, а затем посреди интересного поворота вдруг начинают рассказывать свой сон. Так это выглядит для читателя.

4. Тут все опять же - дело вкуса. Использовать чужие наработки нужно уметь. Автор этого не умеет. Вот и все. Это у него получается слишком банально и без фантазии. Можно обыграть все гораздо эффективнее и забавнее.

Вот как-то так