Больше рецензий

23 августа 2022 г. 10:22

131

3.5 Психологический колумбайн

"Один из нас лжёт" - это такой подростковый сериал на Netflix, только в формате книги.
Но, ИМХО, неплохой подростковый сериал, потому что помимо традиционных для жанра любовных болей и разборок, кто же королева школы, а кто - король драмы, здесь есть вполне вменяемый сюжет.

Персонажи - чистое клише всё из тех же сериалов, набор типажей, которые узнаются с первого взгляда, однако, надо отметить, что лично для меня это не является минусом. (Давайте честно признаем: реальный школьный мир тоже не сильно блещет разнообразием. Не школьный - тоже.) Да, это не уникальный читательский опыт, но персонажи выписаны нормально и не раздражают, в них даже можно поверить, а ещё они являются акторами, а не просто декорациями ради демонстрации авторских взглядов.
Больше всего меня порадовало то, что для всех их клишированные особенности вписаны в сюжет. Вообще именно этим книга оказалась привлекательнее всего: тут нет SJW ради SJW, woke ради woke и душного нытья ради душного нытья. Гомосексуальная ориентация играет на сюжет, проблемы с родителями играют на сюжет, болезнь сестры играет на сюжет, дружба играет на сюжет, проблемы с головушкой и самооценкой играют на сюжет.

Может, и заезженно, конечно. Но поскольку в мировой литературе так-то вообще семь сюжетов, не вижу ничего плохого - роман крепко сбит и выглядит абсолютно цельным, всё в нём завязано друг на друге, и к финалу вопросов "а это шо было, а это, а для чего" не остаётся.

Называть его шедевром детективного жанра я бы не стала, конечно, но роман определённо сделан очень добротно. Забавно, даже любовные линии (куда ж без них в подростковом антураже) не сильно утомляли - потому что они тоже играют на сюжет.
Лично мне сестринские отношения между Эдди и Эшли очень понравились: я вообще относительно редко натыкаюсь на хорошие - не про соперничество и ненависть - линии именно про сиблингов, а не про партнёров, и считаю, что они сильно недооценены авторами. Сцены между сёстрами одни из самых хороших, которые есть в романе.

Отмечу, что очень американская история с очень американскими реалиями и очень американским культурным кодом - для русскоязычного читателя в моём, например, лице драматичные закатывания глаз от того, кто с кем где сидит на ланче, какие фотографии у кого на дверце школьного шкафчика или кто в какой колледж по какой спортивной стипендии поступает, мягко сказать, не очень близки. Но основной мотив истории с полицейским расследованием и яростным бурлением в замкнутом школьном коллективе всё равно понятен.

Сюжет при этом всём, кстати, не то, чтобы вот прям совсем заезжен: мне понравилось элегантное решение спрятать убийцу там, где его совсем не ждёшь.

спойлер
То, что уши Джейка, слишком идеального красавчика со слишком заметной манией контроля там где-то торчат, я догадалась почти сразу, но вот то, что на самом деле никто не виноват в смерти Саймона кроме самого Саймона, и это самоубийство, я поняла одновременно с Бронвин. Мне казалось, что в виновных окажется учитель, слишком живо его постоянно уводили в сторону и не показывали в полицейском расследовании.
Но нет.
И решение, надо сказать, интересное, и подведённая мотивация под это решение у персонажа тоже интересная. В историях с массовыми убийствами всегда присутствует - сколько я читала нонфикшна про них, - желание отомстить и остаться в истории одновременно.
свернуть

И тут этот мотив возведён на совершенно новый уровень фееричного бреда с манией величия напополам.

Ну, лично мне было интересно.

Повествование ровное и динамичное, нигде не провисает, сцены ради того, чтобы быть, встречаются буквально пару раз и не успевают надоесть, события происходят достаточно часто. Читается легко, заскучать не успеваешь. Подростковые драмы, из-за которых весь этот цирк в школе закрутился, кажутся достаточно банальными, но для своей ЦА - а я думаю, что ЦА книги всё-таки читатели помладше, - они будут более животрепещущими.

В принципе, мне роман вообще понравился, но почти: есть один жирный такой минус, который мешал читать нормально - стилистика повествования. Мало того, что я в принципе не сильно-то люблю первое лицо в художественных книгах, потому что не могу ассоциировать себя с персонажем и "я, я, я" раздражает тем, что меня насильно пытаются запихнуть в чью-то голову, так тут ещё постоянная смена фокала... И всё от первого лица.
Четыре главных персонажа - и все четыре говорят от первого лица. Не, может, кому нормально такое заходит, но я испытывала смутное чувство того, что это дневник сумасшедшего с расстройством множественной личности. Макманус не побила рекорд "Углей войны" , где этого треклятого первого лица было ещё на два участника больше, но всё равно воспринимать было не очень.
Да что не очень, откровенно плохо.

Дальнейшие книги цикла читать не буду, но конкретно эта, пожалуй, всё же скорее доставила мне удовольствие.

ЗЫ Написала про сериал на Netflix, из интереса пошла загуглила - ну и-таки да, таки экранизировали "Один из нас лжёт" этой зимой. Смотреть, конечно, не стану, но всё равно забавно.