Больше рецензий

23 августа 2022 г. 09:45

244

5

Попалось упоминание этой книги в связи с новым романом Сальникова.
Что удивительно, везде написано, что это хит 80-х, любимейшая книга советских читателей, меж тем, у нас дома ее нет и я, честно, никогда про нее не слышала. Меж тем, это действительно хорошая литература и неплохая фантастика.
Что мы любим в советской фантастике, это точнейшее летописание советского быта. Дотошная фиксация нравов и обычаев. И в них погружаешься с любовью, все эти химчистки, поездки на трамвае, телефоны-автоматы, сданные и не сданные бутылки, мечты о загранице, совместные обеды, блат, чтобы достать книжки. Сразу становится так хорошо и тепло.
Кроме того, это прекрасная и не лишенная тонкого юмора деконструкция образа демона/дьявола. "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" и всё такое. Евангелие, Гёте, Доктор Фаустус, Демон Лермонтова и прочие. Вопрос о душе, о выборе, о зле и добре - конечно, постмодернистски всё это высмеивается, тем не менее ответы на эти вопросы ищутся.
Не обошлось и без такой иронии, где любое мистическое явление превращается в советский НИИ.
Третье, и самое важное в книге - музыка, буквально музыкальный язык, творчество, призвание. Читать про это очень...завидно. Как хорошо, когда у человека есть призвание, и оно его ведет по жизни. И вечный вопрос о мастере и его пути.

Прочитала несколько статей И.А. Сухановой об интертексте в "Альтисте". В одной из статей буквально пишется, что ранее отсылки к "Демону" Лермонтова не исследовались, потому что они слишком очевидны читателю.
Пришлось перечитать поэму М. Ю. Лермонтова - Демон. Для общего развития и полноты восприятия "Альтиста" было полезно. Насколько я знаю, "Демона" часто пародировали, поэтому Орлов, видимо, продолжает эту традицию.

Ну и кем же еще может быть советский музыкант в 80-е, видимо, конечно же, наполовину демоном (чтобы остаться верным себе и хоть как-то выжить).