Больше рецензий

11 сентября 2013 г. 21:01

2K

4

Юнг – один из самых известных психологов XX века, но так сложилось, что хотя я и увлекаюсь психологией, я не читала ни одной его работы. Читать его мне было немного страшно, ведь это – великий и ужасный Юнг, основоположник аналитической психологии, и книги его, наверное, написаны сложным языком, понятным лишь специалистам в области психологии и психиатрии. Но я решила все же попробовать и скоро поняла, что очень ошибалась. “Архетип и символ” написан понятным и простым языком, без специализированной лексики, а все непонятные слова тут же подробно объяснялись самим автором. Опасность, как оказалось, была в другом, но об этом позже.

Дальше...

Данная книга, на мой взгляд, должна быть интересна не только и может быть даже не столько психологам, сколько историкам, культурологам, филологам и религиоведам. Многое из того, что я никогда бы не связала с психологией, оказалось теснейшим образом связано. Исторические предпосылки к Первой мировой войне? Убийство Франца Фердинанда? Конкуренция европейских стран? Ерунда! На самом деле, все из-за того, что роль религиозных символов в сознании людей потеряла свою значимость. Коммунизм? Те же причины. Бессознательное людей развязывает войны, свергает режимы, меняет политические курсы, а вовсе не какие-то там мифические идеологии. Читать об этом страшно, потому что контролировать это невозможно. Можно объяснить популярность Гитлера его харизмой, умом и красноречием, но нельзя понять, почему высвободившееся из-за оков религии подсознательное кинулось именно в эту сторону, в сторону уничтожения и массовых убийств. И хуже того, неизвестно, куда оно может повернуть в следующий раз. Это страшно, и страшно в первую очередь потому, что бессознательное есть не только у других, но и у тебя, а ты не можешь и вряд ли когда-нибудь сможешь осознать неосознаваемое и обуздать эту тень, которая может руководить твоими поступками, пока ты даже не подозреваешь об этом и думаешь, что контролируешь ситуацию.
Бессознательное прорывается к нам главным образом во снах. И это тоже страшно – страшно интересно. Прочитав “Архетип и символ”, я начала анализировать каждый свой сон с точки зрения его символики – как учит Юнг. И многое из того, что я открыла себе из этих снов, меня удивило и поразило, потому что оказалось правдой. Сны многое объясняют, но толковать их самому сложно. Где бы мне найти такого психолога уровня Юнга – я бы узнала еще больше нового о самой себе, такого, о чем раньше, возможно, и не подозревала. Пользы от этого было бы куда больше, чем от листания сонников в поисках значения приснившихся тебе образов в стиле “Искушения святого Антония” Дали. Ведь, в конце концов, подсознание людей индивидуально, и образы во снах разных людей имеют разное значение. Именно сны пытаются предупредить людей об опасности, но не из-за мистического их происхождения, а потому, что бессознательное прекрасно понимает, в чем у человека нарушена стабильность и где может наступить срыв. Только не все считают нужным к ним прислушиваться, считая, зачастую, что это лишь некие фантазии, никак не связанные с действительностью.
Но что поразило меня в этой книге больше всего, так это, пожалуй, концепция бессознательного как некоего коллективного наследуемого разума, в котором уже заложены некие установки, архетипы, которые проявляются в схожих формах в совершенно разных точках земного шара у людей, совершенно не связанных между собой. Это проявляется в первую очередь в мифах, легендах, сказаниях, в народной культуре. И действительно, если рассмотреть различные культуры, чьи представители разбросаны по Земле довольно далеко друг от друга, зачастую демонстрируют одни и те же образы. Это ярко представлено, на мой взгляд, в мифологии, особенно в язычестве, когда разные персонажи разных мифов проходят похожий жизненный путь. К примеру, персонаж валлийской мифологии Ллеу Ллау Гиффес, проклятый собственной матерью, вынужден проходить одно за другим испытания, чтобы в конце концов обрести силу и счастье. Также греческий герой Геракл, проклятый мачехой Герой, должен совершить несколько подвигов, после которого он сможет обрести спокойную жизнь. Это же можно видеть, обратив внимание на персонажей фольклора, например, вампиров, которые существовали как в ирландской мифологии, так и в восточно-европейской, только носили они различные названия. Этим же, на мой взгляд, можно объяснить такие явления в литературе, искусстве и науке, когда два совершенно разных, незнакомых между собой человека приблизительно в одно время совершают одинаковые открытия, которые, как говорят, “витают в воздухе”. По сути, согласно теории Юнга, они и витают – только не в воздухе, а в коллективном бессознательном. Именно эти идеи, на мой взгляд, наиболее интересны с точки зрения культурологии.
Но архетипы проявляются не только в культуре и искусстве, они непосредственно влияют на жизнь человека. То есть жизненный путь каждой личности подчинен определенным закономерностям, выйти за границы которых крайне сложно. И это только одна из загадок бессознательного, ведь именно оно выбирает, какую жизнь проживет тот или иной человек.
Еще одна интересная идея бессознательного в том, что человек запоминает все, что видит и слышит в жизни. Однако все эти знания хранятся в бессознательном, а в луче сознания, как в оперативной памяти, находится лишь небольшая часть всей памяти человека. Ведь бывает такое, что мы неосознанно смотрим на какой-нибудь плакат на улице, а потом весь день у нас в голове крутится слоган, а мы не можем вспомнить, где его видели. Но как же выудить из бессознательного свои же воспоминания? Непонятно. Это было бы очень полезно студентам на экзамене, ведь тогда было бы достаточно лишь прочитать билет – и сразу запомнить его. Но бессознательное очень избирательно в том, что отдавать, а что не отдавать сознанию.
Несмотря на то, что Юнг постарался предельно понятно разъяснить идею бессознательного, мне сложно понять ее до конца. В конце концов, осознать неосознаваемое – практически невозможно. Мы не можем почувствовать, потрогать, увидеть бессознательное. Мы не может понять, где оно хранится и как его использовать. Мы можем лишь постараться найти баланс между сознанием и бессознательным, чтобы ни одно из них не подавляло другое. Как это сделать? Здесь я не нашла ответ на этот вопрос. Возможно, когда я прочитаю все труды Юнга, научусь правильно анализировать свои сны и буду больше прислушиваться к интуиции (тоже продукт бессознательного), я смогу найти этот ответ.

Комментарии


А еще бессознательное (как отмечает тот же Юнг) связано со звездами. Кто бы мог подумать )