Больше рецензий

Erika_Lik

Эксперт

Императрица несерьезных книг

21 августа 2022 г. 18:23

2K

3 Люди видят лишь внешнюю оболочку и никогда не могут сказать, что за ней скрывается (с)

Совершенно небольшая повесть оказалась для меня практически неподъемной ношей - стеной, к которой я подступалась огромное число раз и которая поддалась, но не открылась для моего восприятия. По сути сюжет ясен, но постичь смысл написанной истории - мне, на мой же собственный взгляд, не удалось.

Читалась повесть очень тяжело, но не всегда - как на аттракционе с американскими горками были взлеты (моменты, которые даже увлекали) и падения (когда ты в десятый-двадцатый раз перечитываешь страницу, потому что буквы видишь, но ничего не понимаешь вообще), но последних было больше. Нет, даже не так - падения приходились на важные сюжетообразующие моменты, тогда как взлеты описывали незначительные связующие детали. Конечно же, это субъективный взгляд человека, который редко читает классику - ТАКУЮ классику, но - как есть.

Повествование ведется как рассказ-воспоминание в кругу моряков, ожидающих отлива. Марлоу рассказывает о своей молодости и о путешествии в сердце Африки, которое оказало на него большое влияние. Меня увлек персонаж в самом начале путешествия - паренек, которому нравилась география, контурные карты, который грезил новыми землями, неизученными и дремучими; и огромная река-змея, пересекающая загадочный континент. Его мечты и надежды на этом отрезке пути очень понятны: он прямо-таки горит идеей и для ее воплощения затрагивает все доступные ему средства.
Африка пугает буквально с первого момента - и нет, не природой, не опасностями фауны и даже не жуткими лихорадками и антисанитарией. Она пугает жестокостью. Взирая на рабов, закованных в цепи, и погибающих в тяжелом труде; слыша стоны в роще смерти; глядя как все это стало привычным и до омерзения правильным и незначительным в глазах тех, кто живет там уже очень давно становится правда жутко. Понимаю, что скорее всего такое же ощущение было бы от описания любой другой колонизированной страны, поэтому ощущения двойственны.
А вот легендарный Куртц, о коем слагали сладкие песни буквально все, как чуть ли не о Боге, глас которого закон - меня не сильно заинтересовал с самого начала, потому и не прониклась я его историей до конца. Жаждущий власти, добившийся ее таким странным путем, он будто сам сгинул для всех, погрязнув в жизнь этакого вождя аборигенов, забыв и про старую мать, и про невесту, и про миссию, с которой он собственно и отправился на континент.

Книга, возможно, хороша для знатоков и любителей символизма, философии души, самопознания и поиска смысла жизни, но я искала иного - атмосферы места и проникновенной проблематики. И не получила этого (возможно, плохо искала) - даже каннибалы и боль, страх людей, которые бок о бок живут с ними в ограниченном пространстве; дилеммы прокорма их после гибели рулевого и вот это вот все - было написано так сухо и прозаично, что не оставило эмоционального отклика..

И, пожалуй, только почти-финальная сцена с девушкой Куртца передана очень трепетно и трогательно. Вот ее в этой всей истории было жаль больше всех.

Книгу прочла в рамках игр:
- Вокруг света
- Галерея современного искусства им. Юлия Цезаря в клубе Тридевятое царство
- Литера Терра в клубе Белая сова