Больше рецензий

21 августа 2022 г. 16:19

359

4 Хрупкие сны на рассвете и полуночная бессонница, это всё о тебе, волшебное лето

Если вам уже довелось вместе с Дугласом Сполдингом однажды, внезапно, на заре лета, свежим июньским днем вдруг ощутить всю полноту и красоту жизни, каждый день которой хочется запомнить и сохранить в сердце, как драгоценность, как дар, а особенно лето, самую прекрасную пору детства, - и ведь это возможно! - достаточно немного магии, и вот вино из одуванчиков готово, а, как известно, каждый глоток, каждая бутылочка этого напитка хранит в себе кусочек лета, солнечный денек, прохладные брызги нагретой солнцем речки или теплое дерево крыльца, по которому так приятно выбегать босиком ранним утром и встречать новый чудесный день. Если вы уже встречались с повзрослевшим Дугласом Сполдингом на исходе лета, когда страшные для мальчишки мысли вдруг зароились осиным роем в голове, когда башенные часы, мерно и неумолимо отсчитывающие время жизни, вдруг открыли пугающую истину: капля за каплей каждый момент жизни уходит в прошлое, вот был июнь, а уже, глядь, сентябрь на носу, было лето – и вот осень бесшумно крадется золотом листвы и прозрачностью воздуха, вчера еще тебе было двенадцать, и весь мир казался одним огромным приключением – и вдруг, на тебе, четырнадцать, и мысли о старости начинают пугать, ведь всё, всё проходит… Что ж, если вы хорошо знакомы с маленьким городком Гринтаун, возможно вам будет приятно туда вернуться еще раз. “Летнее утро, летняя ночь” – сборник рассказов и зарисовок о жителях городка, каждый из которых переживает своё, необыкновенное, страшное, важное лето или стоит на пороге осени…

Условно, я бы разделила сборник на две части: первая – собственно рассказы, объединенные местом действия и летом; вторая – это небольшие зарисовки и фрагменты, которые не вошли в “Вино из одуванчиков” и “Лето, прощай”. Можно спокойно читать сборник, даже если о вселенной Дугласа Сполдинга вы не имеете представления, первая часть занимает львиную долю книги.

Всегда сложно рассказывать о сборнике, так как какой-то рассказ нравится больше, какой-то меньше, но важна атмосфера и целостность. Авторские сборники Брэдбери, как мне кажется, чем-то напоминают поэмы: рассказы мягко и незаметно переплетаются между собой, создавая удивительный узор, общую картину, в которой есть место самым разным событиям, волшебным и реальным. Вот в одном из рассказов скромная, невзрачная учительница превращается почти что в красавицу, во всемогущую фею с красной розой в черных волосах, чтобы на одну ночь испить из чаши жизни. А вот мальчишка, который видит в поседевшей одинокой даме, работающей в местной библиотеке, удивительную женщину, знакомую с такими известными личностями как Эдгар По, Лонгфелло, Диккенс, и ведь она всегда знает, каких друзей ищет он именно сегодня! Так почему же ярким барышням каждый день мужчины дарят подарки, а ей – никогда и ничего? Или вот о чудесах. Верите ли вы, что можно закрыть двери дома, убрать ступеньки с крыльца, добровольно обречь себя на одиночество и медленное угасание, отказаться от жизни и ждать, ждать годы и десятилетия того мужчину, что когда-то играл на гитаре под окном юной девушки… А рассказ о друзьях детства, которых развела жизнь. Иногда что-то, да даже тот самый простой черный хлеб вдруг возьмут да и всколыхнут омут воспоминаний, и думается: да ведь это так просто – взять и найти тех друзей, встретиться и поболтать, так почему же один год сменяет другой и это желание остается только желанием? И невозможно обойтись без искреннего, воздушного рассказа о первой любви, такой чистой, бескорыстной, открытой, но, увы, невозможной… Так и остается в голове авторская мысль: “Быть может, когда-нибудь люди станут настолько разумны и справедливы, что сумеют точно определять душевный возраст человека…” Грустный рассказ, но полный красоты и достоинства.

На каждом из рассказов хочется остановиться подробнее и медленно рассматривать его, как драгоценный камень в солнечных лучах, которые заставляют вспыхивать искорками и огоньками грани. В легкой форме, порой незатейливой, а порой чуть сказочной, Брэдбери умеет говорить о важном, о самом главном: о жизни, о смерти, о любви, об увядании, об упущенной возможности, которая могла бы изменить всё, о воспитании детей, которым еще предстоит познать этот мир, о каждодневном выборе. И этого рассказчика хочется слушать и слушать, словно это не дедушка Дугласа Сплдинга, а твой собственный дедушка, который, удобно усевшись на прогретое за день крыльцо в фиолетовых сумерках делится с тобой своей мудростью, а рассказы его полны теплой магии, обыкновенных чудес и настоящего волшебства.