Больше рецензий

20 августа 2022 г. 20:14

677

4 «Тайна» как дополнение к «Автобиографии»

Книга Лоры Томпсон, если честно, производит неоднозначное впечатление. – По своим художественным достоинствам она не идет ни в какое сравнение с «Автобиографией» самой леди Агаты и в целом выглядит весьма затянутой (при том, что о послевоенных десятилетиях жизни «королевы детектива» в ней сказано явно недостаточно, а о периоде от вступления во второй брак до начала ВМВ и вовсе почти ничего)… Об одном из своих предшественников Л. Томпсон пишет, что тот «выдвигает кучу бездоказательных предположений, выдавая их за неоспоримые факты». Но ведь это в значительной степени может быть отнесено и к ней самой! Ко всему прочему, недостаток четкости у Л. Томпсон доходит до того, что она не раз вступает в противоречие сама с собой, порой выдвигая взаимоисключающие утверждения буквально в пределах одного абзаца… Бесконечные цитаты из художественных произведений А. Кристи далеко не везде выглядят уместными, поскольку очевидно, что не все они являются точным выражением взглядов самой писательницы. Встречаются и просто «ляпы». Так, Л. Томпсон упоминает о том, что в начале двадцатых годов в доме у супругов Кристи имелся телевизор. – Хочется спросить, а компьютера у них там не было?!
И все же, все же, все же… Нельзя не сказать о том, что Лора Томпсон является если не единственным, то одним из очень немногих авторов, имевших возможность ознакомиться с материалами личного архива А. Кристи. А еще она встречалась с десятками людей, лично знавших «королеву детектива», начиная с ее родной дочери (большинства из них сейчас уже нет в живых)... В целом среди наших современников вряд ли найдется другой человек, столь же хорошо знающий жизнь писательницы. Порой даже может показаться, что отдельные ее моменты Л. Томпсон знает лучше самой леди Агаты…
Хотелось бы более подробно остановиться на вопросе, который, вероятно, волнует многих. Имеются в виду слухи о будто бы имевшей место супружеской неверности второго мужа Агаты Кристи Макса Маллована. Уделившая им немало места Л. Томпсон поступила весьма нестандартно, вначале вынеся свой вердикт («никому не известно, был ли у него роман с Барбарой Паркер, женщиной, отвечавшей за организацию раскопок») и уже после этого на протяжении почти полутора десятков страниц старательно занимаясь поисками «черной кошки в темной комнате»... Я хотя и не имел возможностей для проведения подобного расследования, но тоже пришел к определенным выводам. – Прежде всего, в полевых условиях ничего скрыть невозможно, и всем всё про всех немедленно становится известно. Могла ли стать исключением Агата (неизменно присутствовавшая на раскопках и вдобавок столь жестоко обжегшаяся на подобной истории в 1926 году)? – Вопрос, конечно, риторический…
Далее, сама А. Кристи уже в конце жизни (1971 г.) писала своей дочери. – «Тетя Москитик [Мэдж] внушала мне не выходить замуж за Макса. <…> Слава Богу, я ее не послушала! А то упустила бы сорок лет счастья»… (В книге Л. Томпсон все это тоже есть). – Вы убеждены в том, что такое могла написать женщина, будто бы более 30 лет страдавшая от неверности мужа (и вдобавок, как выясняется, все это время дружившая со своей «соперницей»)?! Я – нет…
Ну а в целом книга, безусловно, даёт нам возможность лучше узнать полюбившегося человека, и именно в этом состоит главная заслуга ее автора.
Закончить же свою рецензию мне хотелось бы цитатой из первой главы (кстати, на мой взгляд, именно начало книги, наряду с концом, удались Л. Томпсон лучше всего)... Говоря о «малой родине» «королевы детектива», писательница замечает. –



Агата повсюду – в витринах магазинов, в музее… И в то же время – нигде. Того, чем была она сама, что сформировало ее, более не существует. <…> Нет тайны большей, чем эта: в Англии, явно склонной разрушить все то, во что она верила и что собой воплощала, Агата Кристи остается неизменно популярной. Такой парадокс наверняка заинтриговал бы ее...

Ветка комментариев


Я бы сказал, что из выходивших на русском языке биографий А. Кристи она является наиболее информативной, но при этом работы других авторов (Р. Хэка, Дж. Морган) читаются легче. В принципе же, все трое работали с личным архивом писательницы и их книги скорее взаимодополняют, чем повторяют друг друга. Известные мне работы других биографов (Ю. Бушардо, Е. Цимбаева, Д. Холмс) уже вторичны, хотя тоже вполне могут быть рекомендованы для чтения. А ещё мне понравился наш документальный фильм "Агата Кристи. Больше, чем любовь".


Ох, боюсь, я не смогу устроить марафон из биографий Кристи, но конкретно работа Томпсон, кажется, -- это то, что надо).
Спасибо!