Больше рецензий

OlyaReading

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 августа 2022 г. 19:00

2K

4 Смесь магии, политики, науки и философии

Брошенные фабрики, проржавевшие конструкции, трущобы, свалки, кишащие крысами и другими паразитами, ядовитый дым, зловоние и разложение – таков город Нью-Кробюзон, место действия и один из главных героев романа. Картины гниения и распада занимают львиную долю повествования, создавая образ мира чудовищного расслоения, жестокой эксплуатации, дискриминации и преступности загнивающего индустриального капитализма. Автор буквально смакует подробности, явно желая вызвать крайнее отвращение и ненависть к обреченному, агонизирующему Нью-Кробюзону. Тут, правда, возникает опасность, что далеко не все захотят читать про мусорные свалки и бросят чтение в самом начале.

Об авторе известно, что он родился в семье хиппи, имеет бакалаврскую степень Кембриджа по социальной антропологии, является доктором философии международных отношений, был активистом движения против ядерного оружия и апартеида, придерживается левых взглядов. Все эти факты биографии автора нашли отражение в его фэнтези, сочетающем магию с политикой, наукой и философией. Автор сразу, в начале романа вбрасывает множество идей, не все из которых будут иметь дальнейшее развитие, многие лишь обозначают круг интересов Мьевиля и так и остаются мешаниной беспорядочных мыслей.

Первая часть книги имеет явные черты социальной прозы. Мрачные пейзажи Нью-Кробюзона мне напомнили описания бедных кварталов Лондона и Парижа в конце XIX - начале XX века в книгах писателей-социалистов, в частности у Оруэлла есть очень похожие фрагменты в «Фунтах лиха в Париже и Лондоне».

Некоторые герои как-будто перекочевали из социальной прозы - например, журналистка нелегальной рабочей газеты Дерхан, которая пишет о проблемах низов: о несправедливых законах, об ограничениях в избирательных правах бедняков, о пропаганде в провластных СМИ. Ее газета «Буйный Бродяга» призывает к объединению рабочих в всерасовый союз против заправил бизнеса.

«Создадим партию низов и обличим циничный заговор Избирательной Лотереи. Мы говорим: выборы для всех, выберем перемены!»

Магическая составляющая романа отражена в населении Нью-Кробюзона. Помимо обычных людей здесь живут многочисленные экзотические расы: хепри (люди-жуки), гаруды (люди-птицы), ткачи (люди-пауки), какты (люди-кактусы), водяные, рукохваты и другие. Есть еще так называемые «переделанные» - это люди с конечностями животных, подвергнутые переделке за различные преступления. Вместо казни «гуманное» правительство создает новых полусуществ-маргиналов с необходимыми ему специальными функциями. Автор точно уловил и изобразил здесь желание власти использовать самые низшие группы населения как расходный материал для своих целей.

Весь сюжет крутится вокруг двух заказов. Один был принят бывшим ученым-преподавателем, ныне исследователем-экспериментатором Айзеком, второй - его возлюбленной, художницей хепри Лин. Айзек должен вернуть возможность летать гаруде Ягареку, крылья которого были отрублены за самое страшное гарудское преступление – посягательство на свободу выбора другого индивида (намек на анархические или либертарианские идеи). Человек, ограничивающий других, не может быть свободен сам.

Амбициозная художница Лин за высокий гонорар берется изваять скульптуру местного мафиози-наркоторговца Попурри. Привет от Мьевиля всем художникам, работающим на всяческих людоедов. Но с другой стороны, что взять с жукоголовых? Последствия выполнения этого заказа для Лин предсказуемы.

Эксперименты Айзека терпят фиаско, вместо создания новых крыльев гаруды ученый содействует появлению огромных агрессивных мотыльков-вампиров, питающихся психонектаром из мозга представителей разумных рас. Айзек, понимая свою ответственность за создание угрозы жителям города, прикладывает немало усилий, чтобы избавить их от опасных тварей.

Тут сразу на ум приходят булгаковские ученый Персиков и профессор Преображенский с их чудо-экспериментами по созданию новых живых организмов и «нового человека». Все мы помним, чем закончились эти опыты - созданием тех же злобных и агрессивных тварей. Явно Мьевиль читал Булгакова.

В книге нашлось место и идеям создания искусственного интеллекта. Сеть механизмов с самосотворенным искусственным интеллектом «Совет конструкций» работает на правительство и входит в триумвират зла – правительство, мафия, искусственный интеллект.

Финал романа печальный, но при этом дающий надежду: Ягарек не стал свободным, но отказался влачить жалкое существование полусущества-маргинала. Интересно, какие идеи предложит автор в следующих частях трилогии? Явно для обретения свободы Ягареку придется пройти более длинный путь, чем реконструкция крыльев.

Для меня большим плюсом книги стало то, что все «чудеса» Мьевиля имеют свою логику, обоснование, а не громоздятся произвольно, на ровном месте, чего я очень не люблю. Из минусов – как в любом фэнтези, герои достаточно примитивны, никакой глубокой психологической проработки образов вы здесь не найдете. К недостаткам еще отнесу многократные и многостраничные описания свалок и трущоб, отчего периодически терялся интерес и становилось скучно, а также некоторый сумбур идей и мыслей автора, которые он не смог последовательно развить в какую-нибудь понятную систему.

Комментарии


Спасибо большое за детальную рецензию. Книгу добавил в список «прочитать»

Благодарю)


И от меня спасибо за детальную рецензию, за мой вывод - читать не буду. Что делать, вкусы и предпочтения у всех разные.


Рада, что помогла определиться)