Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

17 августа 2022 г. 18:38

727

3 Спойлер Желание быть своим среди чужих

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.

Духи живут во времени;
у них есть своя молодость,
своя зрелость и своя старость.

Техника. Роман переведён приличным русским языком, стиль повествования приятен. В тексте преобладают описания, порой чрезмерные. Диалогов немного, стиль речи скорее всего соответствует выбранным эпохе, местности и сословиям [во всяком случае, мне так кажется]. У книги есть приличный аудио-вариант в исполнении Алексея Борзунова.

Мысли: вот уже кучу раз я пыталась посмотреть фильм, но дальше первых пяти минут дело не шло — интерес улетучивался мгновенно, да и находились более интересные дела. Игра же удачно подкинула шанс познакомиться с оригиналом, минуя стадию «так, кино вроде не плохое и по книжке, надо бы глянуть».

Далее.

Теперь вот сижу и думаю, как отнестись к прослушанному произведению, поскольку криминальная составляющая довольно блёклая, а все мерзости относятся скорее к аспектам отвращения к грязи и вони и неуютное ощущение из-за ненависти к человечеству, пролегающей через всю книгу. Да, пожалуй, дело обстоит так, хотя по-идее мы должны бояться за жертв, сопереживать им и ненавидеть преступника именно из-за убийств. Вот только это не детектив, хотя в нём есть трупы, жандармы, расследование и виновник.

Но, пожалуй, я начну с основной претензии к роману — зачем столько подробностей не по делу? Я имею в виду подробнейшие описания жизней всех людей, так или иначе столкнувшихся с Гренуем и принявших участие в его судьбе. Даже если автору очень хотелось рассказать об этом, разве не логичнее было бы тюкнуть всё это в эпилог?

Да, мадам Гайар сыграла некоторую роль в жизни главного героя, я не совсем поняла зачем автор решил рассказать всю историю жизни этой женщины после того отрезка, когда она перестала быть в поле зрения Гренуя. Ну, то есть может это и было бы интересно, но по сути — это заливание воды в сюжет. А я предпочитаю видеть воду в чае вместо книги. При этом эпизоду первого убийства отведено три абзаца, причём весьма сухие: задушил, обнюхал и сбежал. Нет, это конечно не умаляет отвращения к поступку, но... мне не нравится это ощущение абсолютного обесценивания первого убийства [да и вообще убийства, если на то пошло]. Да, гг психологически нездоров, но неужели вообще никакой реакции на убийство? Вот совсем? Мы не видим вообще никакой реакции на это событие. Только пара воспоминаний, припаянных без тех же эмоций.

История Бальдини тоже рассказывается крайне подробно. Отчасти она интересна благодаря крохам информации о парфюмерном деле. К тому же можно проследить страдания бесплотного творца, сгорающего от зависти к более удачливому конкуренту. И, конечно, здесь важна тема если не обучения, то открытие новых возможностей для гг. Но опять же — что за сомнительные трупы? То случайно вымер предыдущий хозяин в дубильной мастерской, теперь у этого дом рухнул. Если персонаж не умер, то он в принципе не имеет права на существование в сюжете что ли?

Эпизод аскетичной жизни на природе в горах был неплох — наверняка, нахождение на свежем воздухе было приятным в сравнении с выживанием в городе, полным разнообразных запахов. Но все эти восхищения собственной гениальностью Гренуем быстро надоели своей однотипностью. «Ах он был таким гением, ах он был божэнькой ароматов среди плебеев, какая у него шЫкарная страна в его мировосприятии ароматов!», — ну, это было скучно поскольку не хватало не то харизматичности персонажа, не то разнообразия этого вот нытья. Самое примечательное тут, наверное, разве что осознание Гренуем того факта, что его тело по какой-то причине ничем не пахнет. И дальнейшее развитие этой теме в отрезке с маркизом, у которого, конечно, были проблемы «от фиалок», не так что лучше. А ведь это по сути формирование тех самых неадекватных стремлений персонажа. Но и здесь был важный кусок — с созданием индивидуальных духов гг, который раскрывает основную цель: создать человеческий, а потом и сверхчеловеческий аромат. Комментировать составляющие этой... водички мы не будем.

Расхожие эссенции эвкалипта и кипарисового листа должны были только замаскировать настоящий аромат, который он решил изготовить, — а этим ароматом был человеческий запах.

Тот момент, когда Гренуй поворачивается на мысли о создании и сохранении чудесного аромата молодой девушки, и что приводит к волне серийных убийств... Он описан достаточно ярко, передаётся всеобщий ужас и страх, а также показывается короткая память людей на плохие события. В принципе, я поощряю это явление, но всё же где-то на окраине сознания надо помнить о таких событиях и держать ушки на макушке. Кхм, в общем, эпизод охоты гг на Лауру был наиболее примечательным. Но и он был подгажен мыслишками Риши, папаши девушки, вызвав у меня если не мемную реакцию «гори, персик», то как минимум желание устранить персонажа руками гг.

Развязка романа — чем дальше, тем больше наркотических веществ, которыми вдохновлялся автор. Конечно, нужно было показать, что этот сгусток ненависти умудрился всего лишь духами заставить огромную толпу превратиться в течных животных. Нет, я, конечно, понимаю, пафос и всё такое. Но это же не закрытое помещение, чтобы запах одной тушки имел подобное воздействие. Эпизод с Риши меня и вовсе убил, удивительно только что они ещё не переспали, учитывая наклонности названного пэрсонажа. Впрочем, тема со смертью вследствие каннибализма... ну вот это уже поинтереснее.

В общем, в книжке собрано очень много всяких гадостей, которые автор обсосал со всех сторон. Было ли это интересно? Периодически, когда включался какой-то движ или рассказывали о парфюмерном деле и его особенностях. Было ли это гадко? Безусловно. Стала бы я это кому-то советовать? Нет, поскольку тема убийств всё-таки не раскрыта, безумие описано однообразно, тема ненависти есть в каждой второй книге, а вдохновленный «вонизм» — дело на любителя. Я поставлю тройку за парфюмерию, техническую сторону текста и атмосферу.

свернуть

Итог: местами интересно, сильно специфично, отчасти раздуто. Почитать можно при наличии интереса, но не стоит ожидать большой роли смерти или криминала в сюжете, книжка больше о психо-задвигах главного персонажа.

Книга прочитана в рамках игры
«Книжное путешествие», вАлшебные КВАникулы [К-1, Х-14].
Котоклассификатор.
Объём произведения: 320 страниц [10 ч 22 мин].
Время действия: 17 июля 1738 года — 25 июня 1767 года.
Место действия: Париж, Плон-дю-Канталь, Монпелье, Грасс и Ла-Напуль, Франция.
Теги: история жизни от рождения до смерти, гг-сирота, ученичество у разных наставников, дубление шкур, парфюмерное искусство [с матчастью], несчастные случаи, серийные убийства, сумасшествие, отшельничество [жизнь в пещере где-то на Плон-дю-Канталь], научные эксперименты, сельское хозяйство, разработка новых ароматов и изготовление помады [и прочих предметов роскоши], путешествие по Франции, военные действия как второстепенная декорация, попытка адаптации [создание аромата человека, чтобы сойти за своего], детективное расследование [безуспешное], нездоровый интерес Риши к Лауре [папаши к дочери], массовая истерия и оргия, каннибализм.
свернуть