Больше рецензий

6 сентября 2013 г. 17:31

699

5

Кончен не только мой тот век, но весь тот век. Рассказываю по неоплатному долгу — сердца.

Совсем другая Цветаева, в стихах — откровенная до неприличия, в прозе — краткая до скупости. Не воспоминания, а записки, очерки, росчерки, а ещё вернее — рассказы, стремительные, скачущие через годы, через слова, стремящиеся поскорее высказать — главное. Поразительно сохранена, даже законсервирована устная интонация, читаешь — и как будто Марина (Ивановна) сидит совсем рядом в шерстяном своём платье, со своей стрижкой и своей чёлкой, и пахнет чем-то старинным, и шепчет (даже голос как будто слышится, низкий и немного простуженный): о своей матери, о внуке Пушкина, о музее отца, о любовях и страхах своего детства, о Волошине, о Мандельштаме, об Андрее Белом, о Бальмонте. А на самом деле всё об одном: все они умерли, умерли, умерли...
Что ещё я должна сказать? Детям (девочкам) читать непременно Башню в плюще. Школьникам непременно проходить Пушкин и Пугачёв. Филологам — непременно Историю одного посвящения: не чтобы знать, как было, а чтобы помнить, как бывает и быть не должно.

Впрочем, мне во флэшмобе было велено читать только Повесть о Сонечке, так что теперь подробнее о ней. Собственно, я отказываюсь считать, что повесть именно о ней. Если так, то это ярчайшая и не самая радостная иллюстрация пословицы о том, что красота — в глазах любящего. Главная героиня — инфантильная, сюсюкающая актрисэтта (простите, я, может быть, в принципе не люблю актрис?), ученица Вахтангова Софья Голлидэй. В довершение всего, безнадёжно влюблённая в прекрасного, но бездушного воскового ангела. И безнадёжно влюбившая в себя Марину (Ивановну). Вот об этом и повесть: о любви к прекрасному и вечно уходящему, вечно проходящему мимо. Потому что — важнейшее дополнение — пока они читали вслух пьесы и восторгались друг другом, на дворе шёл 1918 год, и за окном тихо рушился мир. Так что же эта нежная Сонечка, как не один из последних лепестков увядшего мира?

Пусть вся моя повесть — как кусок сахара, мне по крайней мере сладко было её писать! <...> Я её любила, как сахар — в революцию. И всё тут.


И все они умерли, умерли, умерли...

Субъективно: Марина Ивановна меня как-то даже очаровала, то есть, она сама как человек. Во всех её воспоминаниях — конечно, до крайности личных и лиричных — о ком бы она ни рассказывала, она рассказывает и о себе, может быть, даже в первую очередь о себе. Всюду сквозит этот утончённый эгоизм, почти нарциссизм: любуясь любимым, она в нём любуется собой, но так, что и ею, собой любующейся, залюбуешься. Может, я потому так и невзлюбила Сонечку, что просто завидую — вот так любить, вот так — целиком — сохранить и запомнить, — да кто бы меня так (да стою ли я того?).
Конечно, М.И. была совершенно сумасшедшая, и вообще-то я её всегда терпеть не могла за то, что в ней белоснежным розовым кустом пышет всё, что я привыкла ругать: способность (и даже жажда!) полюбить со всем страданием сердца что угодно — бог с ними, с мужчинами — женщину, место, предмет, стих, звук; полнейшее отрицание реальности, но при этом такое сумасшедшее желание жить, что хоть умри сию секунду (всё, что я привыкла ругать и топтать в себе).
Откуда мне было знать, что этот близорукий поэт — такой проницательный прозаик! И за это я её, пожалуй, — нет, не люблю — понимаю. Принимаю.

Спасибо Evushka за отличный и исключительно полезный совет в флэшмобе-2013! Подозреваю тут даже коварный расчёт: посоветовать одну повесть Цветаевой — всё равно что посоветовать их все, ибо остановиться невозможно.

Комментарии


Ой,"Башню в плюще" обожаю! И "Чёрта" еще! (за концовку) "История одного посвящения" тоже понравилась очень,Марина Ивановна ведь всегда была очень прямой женщиной,и тут это видно... (ну,вы поняли,что я долго могу об этом говорить:))


говорить можно долго, да.
Чёрта я не упомянула, но тоже полюбила чуть ли не больше всего, наверно (ассоциация с рассказом Тэффи «Чёртик в баночке»).
вообще о детстве эти сумасшедшие поэты серебряного века, что М.И., что Белый, писали несравненно.


Хорош еще очень "Пленный дух" - о Белом как раз. "Мать и музыка" тоже...


Сказку матери забыли. но это уже почти из хрестоматии.


Ну да))


А я люблю "Хлыстовок".


ооо, по Хлыстовкам, мне почему-то кажется, отличный мультфильм бы получился. в норштейн-ярбусовском стиле.


"Хлыстовки" мне тоже очень нравятся... Это их "Марина-малина",и "Маринушка,красавица,оставайся с нами" надолго запомнилось :)


Удивительно совпадаю с вами в отношении к творчеству Марины Цветаевой. Поэзия ее, понимаю, гениальна. Но полюбить не смогла, я ахматовка. А прозу приняла сразу и безоглядно. Как вам пассаж о листах бумаги, которую, ну просто никаких сил, выбросить?


о дадада, это мой диагноз =) за это в том числе я бы назвала «Историю одного посвящения» филологической.
(а Ахматову, без обид, тоже не люблю. Гумилёва ревную, вероятно х) )


Вы в неплохой компании, тем не менее. Помнится, Анна Андреевна ревновала Пушкина к Гончаровой


они с Мариной Ивановной были в этом солидарны.
Цветаева однажды даже называет Гончарову неодушевлённым предметом)


А ты читала "Эпос и лирика современной России" - Маяковский VS Пастернак или Световой ливень о Пастрнаке? Это из этого, филологического?


%О не, этого всего у меня в сборнике не было...
спасибоньки, посмотрю.
филологическая совесть не дремлет! х)


ну а то)))


Заношу в список немедленно. Какое упущение с моей стороны.
Спасибо за рецензию, Дина.


Прочитала только "Мой Пушкин". Не понравились ни мысли, ни исполнение.