Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 августа 2022 г. 22:15

1K

5 «Когда на сердце холод, страх и тьма – Лишь юмор не даёт сойти с ума!» (Л. Филатов)

Как-то так вышло, что у меня сегодня в рецензиях неожиданно сложился такой вот своеобразный диптих: прочитав сказку Карло Гоцци - Любовь к трём апельсинам и написав на нее отзыв, не удержалась и по горячим следам обратилась к пьесе любимого мной Леонида Филатова. Она создана по мотивам фьябы Гоцци, сохраняет основные контуры ее сюжета, но осовременена, очищена от литературной полемики, насыщена узнаваемыми реалиями нашей жизни 1990-х годов. Упоминаются и «челночная» торговля той поры, и «маг по имени Чудак… или Чумак», избавляющий от хвороб «целые народы», и такие вот ситуации: «Вчера с одной студентки взяли штраф / За транспарант: “Бригелла! Ты не прав!”» (люди постарше без труда вспомнят сакраментальную фразу «Борис, ты не прав!», ее автора и адресата). Обычно меня подобное осовременивание напрягает, но здесь оно весьма удачно. Текст воспринимается как фактически новое, самостоятельное произведение на известной основе. А по принципам изображения отечественной действительности филатовская сказка вдруг напомнила «Подщипу» И. А. Крылова с ее абсурдной логикой, фарсовой комикой, шаржированными героями, игрой стилями речи.

Пьеса открывается комической самоаттестацией действующих лиц. Набор их тот же, что и у Гоцци, но их качества и свойства несколько переосмыслены: принц Тарталья – «круглый идиот», Клариче – «злобная особа», стремящаяся «любой ценой вскарабкаться на трон», министр обороны Бригелла – «интеллигентный интриган», фея Моргана – «профессорша интриги и обмана», «главный диссидент» королевства; Труффальдино – уличный паяц, шут, близкий автору персонаж, т.к. тоже актёр (и в финале прозвучит настоящая ода театру и актёрам).

Пьеса очень остроумна, ее стихи впору растащить на цитаты. Однако за всей этой вроде весёлой словесной клоунадой видится автор, скорбящий о том, что «мельчает век», что упали в цене честь, достоинство, правда, что «резко поглупели времена» и людей смешит не изысканный, тонкий юмор Свифта, Рабле и Мольера, а голый зад; что драматична участь искусства в мире «сановных ослов» и кретинов.



На свете нет ужаснее напасти,
Чем идиот, дорвавшийся до власти!

Ей-Богу же, грешно у нас в отчизне
Глядеть на сцене отраженье жизни.

Сюжет весёлой пьесы знаменитого итальянца стал поводом для невесёлых размышлений Филатова о современной ему действительности.