Больше рецензий

5 сентября 2013 г. 13:16

4K

5

Простейшая ситуация - приехать за наследством в Россию из-за границы. В общем, деньги получить. Получил и уехал обратно. И все? Куда там. Это же Достоевский. Ибо "кто от земли своей отказался, тот и от веры своей отказался". Правда, "Россия" - это для него почему-то в основном местные женщины. Два обстоятельства, оставившие неизгладимый след в жизни Достоевского, а равно и князя Мышкина, это неудавшаяся казнь плюс годы ссылки и эпилепсия. Эпилептик - барометр общества. Его припадки - показатель того, что что-то идет не так. Пошел град летом - знай, общество, ты двигаешься в смысловой тупик. Эпилептик чувствует на себе давление общества, все его существо сконцентрировано на каждом дне и при этом он совсем не борец. У него нет инструментов, традиционных для выживания, будь то воля или предприимчивость. Ему только дано все видеть и понимать, не теряя при этом человеческого облика. Память, которой частично лишен эпилептик, позволяет ему не помнить основного жизненного дерьма, поэтому он сохраняет некоторую первозданность. Как ребенок, которому еще нечего помнить или какая-нибудь старушка "божий одуванчик", которая уже ничего не помнит.

Компания очаровательных уродов в большинстве произведений Достоевского хорошо оттеняет главного героя. В "Идиоте" особенно, потому что Мышкин и так белая ворона, но на фоне остальных он выглядит белым страусом. Нежная картина - ангел и скотины. Весь ужас в том, что написано-то это все самим Достоевским и видно, что всех своих героев он действительно любит. И, что еще более ужасающе, понимает. О темных тайниках души автора, несмотря на многочисленные толстенькие тома его произведений, можно только догадываться. Личность автора всегда заслонена всепоглощающей любовью к каждой твари земной и болезненной набожностью. Фраза "теряю веру" тому подтверждение. На то и вера, чтобы быть фанатичной. А кто страшится ее потерять - тот сам ее для себя придумал. С придуманной верой жить куда более сложнее. Анализировать все это удается с трудом, так как сама натура довольно противоречива и слишком мнительна, а личность находится в подвале под семью замками. Вскрыв эти семь замков ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Село Степанчиково" и т.д.), можно как-то с помощью ощущений прочувствовать что-то по-настоящему темное в "Подростке".

С течением времени произведение стало родным, герои старыми друзьями, но восприятие каждый раз новое. Обнаружил такие места в "Идиоте", о которых и не подозревал. Например, критику Достоевским людей обыкновенных, пользующихся всю жизнь результатами чужой творческой деятельности. Насколько актуальная и глубокая мысль. Мужские образы у Достоевского всегда были убийственны. Они все у него вздыхают, страдают и топчутся. Видимо, именно так автору и видится загадочная русская душа. Чем так провинился генерал Епанчин в своих предыдущих жизнях, что бог наградил его тремя дочерьми? Впрочем, он не один такой мученик, достаточно вспомнить папашу Беннета или Джеральда ОХара. Но выдавать Аглаю за князя я бы не рискнул изначально по причине родственных отношений в совокупности с явными признаками вырождения. Рецепт поведения для мошенника с князьями Мышкиными довольно прост - повинись во всех грехах, выставь себя мучеником, пострадай и укажи номер счета. Ну, или замуж - в зависимости от пола и пристрастий. Где бы их еще найти, этих князей. Сколько инициативных групп, целых сообществ сидят и ждут очередного князя Мышкина, чтобы быстренько помочь ему избавиться от нечаянных богатств.

Трагический финал закономерен и подтверждает то, что места для Мышкиных в нашем обществе нет. Что в отношениях с Настасьями Филипповнами не нужно ждать момента, когда у тебя поедет шифер, а гнать их сразу же босиком на мороз. Что идиотизм в этом мире где угодно, но только не там, где честность, дружелюбие и отсутствие меркантильных замыслов. Есть ли такое место сейчас? В литературе есть.

Комментарии


Во всем согласна, кроме выводов "теряю веру". Сама только что перечитала Карамазовых.
Нам, детям загса, сложно понять автора в этой сфере. Это мы прожили сто лет в эксперименте без веры (которое он предсказал) и у нас другое видение. И "теряю веру" это он про общество той поры, а мы читаем после того как и мы и целые поколения без нее прожили...


Что ж это за вера такая - по указанию партии и правительства?


Да, по указанию расстрельной команды, сыгравшей на настроении в обществе.


Вера зависит от настроения? Куда ветер дует, в то и верим? Хо-рошие у Вас гены!


На гены не жалуюсь. В 18-25 -х годах остались дети после раскулачивания и расстрелов по всем линиям. Кого в дет.дом, одну бабку на улице соседи подобрали, поповская семья, между прочим, их расстреляли позже, бабку мою успели воспитать идаже замуж выдать.
А расстреливали взрослых станицами, боялись их веры и влияния на малолетних граждан нового государства. малышню оставляли чтоб колхозниками становились, рабами без веры. Вот как им дунуло. Но ничего. Выжили. И память их живет.


"Теряю веру" -это в другом контексте. На тему картинок-страшилок, которые являются символом сатаны. Про веру же вообще Достоевский конкретно в "Идиоте" разглагольствует устами Мышкина в эпизоде, когда он "опозорился" перед светским обществом. Он говорит о том, что его кунфу сильнее. Варианты псевдоверы, которые он приводит в качестве примера - католицизм и атеизм. Если абстрагироваться от его субъективного мнения, то в плане этого понимания он абсолютно прав. Неверие - это тоже вера. Помните пастора из "Берегись автомобиля" с его "Все верят. Одни верят, что бог есть. Другие, что его нет". Поэтому в данном случае нам без разницы - какое время мы представляем, ибо вера всегда одна.


Я про веру вообще у Достоевского. У него много этой темы. Перечитывая его сейчас мне вообще кажется, что это его заглавная тема, а остальное лишь декорации. Просто то было время развития общества, перехода на иной этап. На таком этапе в др странах появился протестантизм, лютеранство, англиканство, методисты итп., будто подстраиваясь за духовными потребностями. А у нас любой кризис порождает поведение разрушение "до основания, а потом", черта национального характера. Он предчувствовал и боялся этого. И словами Мышкина, Алеши, которые олицетворение светлой веры, будто убеждал современников - одумайтесь, сохраните, не надо что б "все дозволено".
Впрочем, я никого не хочу переубеждать, каждый видит и понимает по своему.


Да нет, Вы абсолютно правы. Речь только шла не о качестве веры, а о ее присутствии в принципе. Страх Достоевского понятен в разрезе его личности. Перемены не для него, в нем некоторая косность и приверженность традициям. Вера же в его случае больше благоприобретенная, пришедшая к нему в критических ситуациях. Это по существу насилие над личностью. Но мне видится более необъятным не его вера, а его эпилепсия. Мозг эпилептика - он особенный


Думаю, вера не насилие над ним, а вспоможение ему в непростой жизни.
У него не просто эпилептоидный тип, но и эмотивный и параноидальный, на мой взгляд. Если б только эпилептик, он бы так не чувствовал,не любил, не жалел своих героев.


Эпилепсия не отрицает возможности любить и чувствовать. В той форме, что она была у Достоевского. Достоевский - парадокс. Люди подобного типа никогда не имею возможности вести настолько активную жизнь, а все время сидят где-то в уголочке. Он разобрался во всех многочисленных людских типах, но так и не смог победить собственные противоречия. Вера - одно из его основных противоречий. Я не про то, что мы видим в результате. А способ, который его привел к вере. Она для него, безусловно, спасение. Но представьте - что этому предшествовало. Для чего и от чего он спасался, ухватившись за веру, как за единственное возможное


Это точно...


эпилептик - барометр общества. прекрасно. ведь всем известно, когда барометр "падает" - жди беды.


Процессы, проходящие в мозге эпилептика, дают ему возможность по-другому мыслить. Но, если оставить в стороне наследственность, то эпилептик - это форма мышления. Все люди, страдающие падучей, имеют некоторую схожую составляющую


вы хотите сказать, что чем больше в обществе эпилептиков, тем вероятнее мы можем назвать общество больным эпилепсией? или же наоборот - если общество нездорово и навязывает нам определенную форму мышления, то и эпилептиков становится больше от необратимых процессов в мозгу, вызванных этим вмешательством?


Эпилептики сами по себе, это некий определенный тип людей. Но форма эпилепсии, ее проявление, запущенность, так сказать, - это уже показатель общества. Общество на них давит, оно грубое и безапелляционное.


да, как все мы с горечью шутим: зато потом наши паралимпийцы выигрывают все медали. ведь для них каждый день - борьба за выживание.


Особое отношение еще больше угнетает, как говорил один параолимпиец. Мы все в чем-то эпилептики


во-первых, сворую Вашу последнюю фразу. Во-вторых, а в чем Вы считаете эпилептиком себя?


Невосприятие широкого спектра эмоций и его упрощение


а у меня тошнота и судороги не столь от человеческой глупости как таковой, как от ее выпячивания. но самое обидное, что в силу характера, я или держу свое мнение при себе, или позорно убегаю. воистину болезненная беспомощность.


Выход не в сознании, а в подсознании. Нужен кто-то, чтобы повлиял и уравновесил. Не думаю, что нужно в таких случаях выставлять свое мнение. Может более спокойно к этому относиться


надеюсь, выход есть. пока что Вы один из способов лечения :)


Дураки необходимы. По принципу того, что добро становится таковым только на фоне зла


ха, хорошая идея написать о борьбе Дозора Дураков и Дозора Эрудитов. Данная идея не служит ни силам добра, ни силам зла.


Вернее будет "не тупит и не заумничает"


Дозор Эрудитов будет бегать с энциклопедиями по подъездам и ночным клубам, а антагонисты - с кассетой Дома-2 заманивать институток в злачные места :)


От Настасий Филипповных спасение только за границей ))


Не мог Мышкин жениться на нерусской, это непатриотично


Не мог Мышкин жениться. Ну, то есть, вообще


ага


Но мог выйти замуж


кто б его взял-то замуж?


Как говорила Настасья Филипповна, это идеальный муж. Граф, с деньгами да еще и идиот. Мечта каждой девушки


Ну в данном случае, по-вашему, они мужики. Т.е. мечта любого мужика дура с деньгами??


За Рогожина?


Аглая и Настасья Филипповна - это 2 мужика. Поэтому у обеих и дичайшие комплексы


У Н.Ф. комплексы?)


Это мой любимый роман вообще, и я очень люблю Н.Ф. Считаю что она и не могла по другому, слишком много страдала, отчаялась. Никто не мог ей помочь, поэтому и искала смерти.


Механизм понятен. Не вижу оснований для поиска смерти. С ее вполне разумным образом мышления


Всё таки жизнь искалечена, душа надломлена. Не нашла себе места не среди хороших, не средь плохих.


Такие женщины в состоянии все поправить своими руками. Вовсе не обязательно истерить и прикидываться жертвой. Достоевский назвал ее устами Мышкина сумасшедшей, то есть признал свою несостоятельность. Ее подсознание должно быть уж слишком слепым, чтобы его полностью заполнил князь Мышкин. То есть, то, что Вы называете "среди хороших". Именно для этого у нее сознание, которое должно было понять, что пример Мышкина нереален, он из другого измерения. Для этого вовсе не обязательно кидаться в крайности типа Рогожина. Человек находит для себя золотую середину, тем более если это Настасья Филипповна с ее рационализмом. Это не Аглая, у которой постоянный невроз и настроение меняется каждые 5 минут


имхо, основная проблема именно в её рациональности. рациональность исключает веру. но верить то всё равно хочется. вот и рвёт её на части.
вообще у Достоевского как раз самых разумных с виду и штырит сильнее всего. на моей памяти никто ещё хорошо не закончил. Рогожин, Свидригайлов... Вот к ним Настасья ближе всего, по-моему. Хотя она и более эмоциональная, женщина же. Но, как и они, выбрала свой способ самоубийства.


Она не искала смерти, она искала оправдание своего позора. За смертью, между прочим, по образу Христа, является Воскресение. И, как мне кажется, другой наш великий творец это хорошо понимал, поэтому и написал "Воскресение".


Убийство из-за женщины в принципе - это я допускаю

Только если это будет последняя пизда на деревне.


А ведь, блядь, действительно, ёб твою мать, верно, на хуй!


Христос, сцуко, тоже был придурком, вроде Мышкина, одинакео же на него дрочили. И не токо Настасьи Филипповны)) А то, что у Достоевского нормальных мужиков нет, дык это не новость)
Хотя с точки здравого смысла самый адекватный этто Ганя Иволгин. Но я б на его месте денюжки взяла))


Ганя слишком боялся Рогожина и общественного мнения


А Рогожина-то чего ему бояться? Тут всё по-честному: Гане - деньги, Рогожину -геморрой в лице Натальи. А общественное мнение поговорило и успокоилось бы)) Полностью переключившись на Настасью.))