Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 августа 2022 г. 11:57

2K

3 Введение в травматический мир русской литературы

Писать школьные учебники, как мы знаем, вещь крайне неблагодарная, но достаточно выгодная. Почти всегда учебник, напечатанный миллионным тиражом, это гигантский бизнес, а сам факт наличия человека в качестве «автор» учебника, рекомендованного в школе, мгновенно повышает все ставки. Вспомнить только эпичные битвы за учебник по Алгебре и началам анализа, утверждение главой редколлегии в котором стало крупным бриллиантом в короне академика А.Н.Колмогорова, и важной вехой в выстраиваемой им математической империи им. Себя. Вспомнить и скандалы с учебниками истории, когда авторы учебника удостаивались упоминания первых лиц; в конце концов даже новая шутка, что «Министерство Просвещения» это филиал издательства Просвещение, и предназначено только для того, чтоб продвигать соответствующие учебники (первое время зам.министра Просвещения была главный редактор издательства Просвещение), уже не выглядит очень уж смешной, а, скорее, жизненной.

Ситуацию осложняет и специфика самого «учебника» как книги. Для многих людей это будет единственной книгой, которую они держали в жизни — и если учебник по алгебре в жизни стандартного человека мало что изменит, то вот последствия от учебника литературы куда более долгоиграющие. Литературоведческие статьи, положенные в основу учебника литературы, и дают пресловутый «ключ» к пониманию русской культуры. Иными словами — учебник литературы есть главный ретранслятор культурного кода будущим поколениям. И если вдруг в культурном коде наблюдаются значительные ошибок, проверить ретранслятор на качество работы становится совсем не лишним.

Долгое время этот учебник был в составе рекомендованных по литературе — собственно, я сам учился именно по этому учебнику. Уж не знаю, когда этот учебник появился впервые (проследить эволюцию, или даже версионирование учебников задача крайне сложная, даже с учетом интернета), но отучиться пару поколений школьников по нему успело. Поэтому тем более интереснее было взять этот учебник в руки, и прочитать его «взрослыми» глазами, понять, что именно мною было воспринято из передававшегося культурного кода, и как воспринято. Сразу скажу — чтение не разочаровало.

Русская литература глубоко травматична, и создается, очевидно, травмированными писателями. По крайней мере так считают авторы данного учебника, и эту позицию они ретранслировали в своих статьях. Сам по себе учебник выглядит крайне эклектичным — статьи, посвященные писателям, до предела разнородны как стилистически, так и содержательно. Признаться, мне сложно было бы поверить, что кто-то сталь разномастные статьи собрал именно для учебника — но факт остается фактом. Другой факт — авторы хотят в литературоведение так, как они его понимают, а понимают его замешанным на сугубом вульгарном фрейдизме. Травмы писателя, конечно же, найдут свое отражение в его литературном творчестве.

С исступлением доморощенных психоаналитиков, авторы подчинили все свои статьи одной идее — идеи травмы русских писателей XIX в., и их влиянию (травм) на литературу. Более-менее свободен от этого оказался только «солнце русской поэзии» А.С. Пушкин — остальным повезло куда меньше. В чем творческий нерв Фета с позиции авторов — конечно же, в проблемах с фамилией, со статусом Фета, которые преследовали его до конца жизни. Источником творчества Некрасова, разумеется, были страдания народа. Лесков, конечно же, был угнетен бойкотом критики — видимо, в духе садомазохизма хотел писать еще больше, лишь бы быть больше проигнорированным. Боль А.К. Толстого будет на патриотическую тему. Апофезоном стала, конечно же, тема Тютчева — дипломат, вполне себе неплохая жизнь, от безденежья не страдал, прожил нормально. Но не такие авторы, чтоб отступить — и здесь нарыли компроматец. В должностях Федор Иванович не рос, карьеры не сделал. Все сделали, а он нет. Потому и писал про тучки, забыть хотел ужас пребывания на низах дипломатического корпуса Про кладези проблем Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского молчу — и так догадаетесь. Самое забавное, что зарубежные писатели избежали подобного рода препарирования, т.е. зарубежному писателю можно быть не травмированным. Ну а русскому никак нельзя, понимать надо. В результате русская литература, под бодрым пером авторов, превращается в какой-то лепрозорий — ущербная для ущербных, и без увечья заходить туда категорически нельзя. Как на паралимпиаде — надо доказать, что у тебя увечье должно качества, и тогда допустят. А если нога отсутствует меньше, чем заданное количество см. — извините, нельзя.

Считывал ли я этот вульгарный фрейдизм с недолитературоведеньем на подсознательном уровне, будучи школьником? Вероятно, да. По крайней мере жизнерадостному юноше или девушке действительно, отбить вкус к чтению таким учебником вполне можно. Может быть здесь и кроются литературные проблемы России? Не хочется утрировать, но паноптикум писателей в глазах авторов учебника напомнил стихотворение Бродского Пилигримы:



Мои мечты и чувства в сотый раз

идут к тебе дорогой пилигримов.

В. Шекспир

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними ноют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды встают над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

...И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

1958 г.

Сейчас этот учебник уже в прошлом — его нет в новом перечне (если кому интересно, полное юридическое название звучит так: Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808)). И знаете — оно и к лучшему. К черту такие учебники.

Комментарии


Еще веду тележку.


К черту-то - к черту, но сами говорите, что пару поколений успело отучиться. И "перетрахивание" грязной одежды, сопровождаемое перетрахиванием мозгов, в том числе, привели к тому, что паралимпиаду пытаются навязать всему миру. Дескать, это мир ущербен, если еще не преклонился перед эталонной калечью.


Что было то было. Фиксируем убыток, идем дальше. Иначе никак.


Не могу ничего сказать об учебниках, потому что не читал их давно.
Однако про Колмогорова вы зря так написали. Может, он и создал какой-то неудачный учебник или даже империю, не знаю. Знаю другое. Спросите какого хотите математика в мире, кто, по их мнению, величайший из советских математиков. Вам ответят: Колмогоров. И это при том, что русская и советская математика не последняя в мире.
Так что его предполагаемая империя -- дело десятое. И уж точно к рецензируемому учебнику литературы Колмогоров непричастен :)


Я написал в другом контексте. Колмогоров был великим математиком, и создал очень много хорошего. Но он сделал и плохое - задушил всю конкуренцию себе. Сделал тоталитарное математическое общество имени себя, которое, увы, на инерции, после его смерти двигалось, но потом остановилось. И это локальная победа и стратегическое поражение.


Ничего такого не знаю о нём...


Вы сами привели пример, спроси любого математика о самом великом советском математике - он скажет Колмогоров. И это так. Просто сам академик Колмогоров об этом позаботился. Чтоб быть самым великим советским математиком.
Вы ж читали книгу про скандалы в области переводов. Сколько там было доносов, грязи и ужаса, и как в те времена расправлялись с оппонентами. Думаете, в других науках было лучше?


Не верю, что Колмогоров сумел уговорить мировое сообщество математиков считать себя великим :)))


Вы прям упорно не хотите читать то, что я написал. Я про "зачистить советскую площадку", вы про другое. :-)

Арбуз не уговаривает себя считать лучшим арбузом у данного продавца, если этот арбуз единственный. А фигур равных себе академик Колмогоров не допускал, в конце концов если Сталин один, зачем нам два Колмогоровых?


OK, уговорили. В СССР не было ни Виноградова, ни Понтрягина, ни одного лауреата Филдсовской медали -- один Колмогоров :)))


Аргумент: "В СССР  существовало доминирование конкретной школы перевода" вы парируете аргументом: "Да-да, в СССР не было переводчиков, был только один переводчик на всю страну!". :-)


Блин, да при чём тут переводчики-то?
В СССР было навалом крупных математиков, международное сообщество считает Колмогорова первым -- вы с ним спорить будете с помощью переводчиков?
kill_yourself.gif


Кхм, создается ощущение, что вы все-таки не читает то, что я пишу. Либо как-то настроились на одно восприятие, и оно уже не меняется. Пусть так, не будем продолжать, мы на третий круг зашли. :-)


Зачем читать учебник литературы?
Хотелось бы, в общих чертах, понять мотив. Без мотивации ведь ничего не делается.


Хотел прочитать статьи, и умничать на тему произведения школьной программы, их не перечитывая.


Очень зацепило, что в учебниках литературы, все русские писатели с "проблемами". Мы учились по иному учебнику, однако часто нам задавали искать статьи по тому же Достоевскому.. И вот до сих пор в моей голове гудит: люди творчества должны быть несчастны, никак иначе.
В какой-то момент моей жизнь эта фраза так сильно кричала, что стало неприятно и больно, потому что, делая вывод, я, таким образом, творческой личностью могу быть только уж очень посредственной.

Ну вот это как-раз таки не так. Были у людей проблемы в жизни - конечно были. Но в основном то писательская доля, по крайней мере у XIX в., вполне себе неплохая.


учебник литературы есть главный ретранслятор культурного кода будущим поколениям

Как же точно Вы сформулировали! Это действительно так!
Что ж это авторы учебника с Тютчевым так "пролетели"? :) Вспомнили лишь про "ужас пребывания на низах дипломатического корпуса". А денисьевский сюжет и незавидная роль поэта в нём? Вот уж где можно было найти травму :)


Недоработали. Решили, что для "тучки золотой" и карьерной травмы хватит.


Халтурщики :))
Вообще-то "тучка золотая" - это у Лермонтова:

спойлер
"Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя".
свернуть

Пардон за занудство))


Ой, кошмар. Точно. Вот как меня сбило - Тютчев-Тучка. :-(