Больше рецензий

_Nikita________

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 августа 2022 г. 11:32

506

1 В кривом зеркале, или Как поссорились Владимир Владимирович Набоков и русская литература

"Из всех писателей мира мне больше всего нравится Набоков". (Выдуманная цитата из Набокова)
"Какая изумительная книга! Ничего равного ей я в жизни не встречал. А кто автор?". (Набоков читает "Лолиту")

Многое познаётся в сравнении, хотя некоторые вещи очевидны без сравнений. Вот рядом со мной лежит книга Игоря Сухих "Русская литература для всех. От Гоголя до Чехов. Классное чтение!". И Сухих делает то, что должен был делать Набоков для иностранных студентов (особенно для иностранных студентов): воспламеняет, заинтересовывает, заинтересовывает даже тех, кто читал, и особенно тех, кто не читал. А что же Набоков? А Набоков устраивает эго-пир и даёт волю ресентименту по отношению к популярным на западе русским писателям. Попросту, сводит счёты (кроме тех, кому симпатизирует - ну, Лев Толстой), а на деле - демонстрирует всю убогость своей натуры (хотя бы потому, что перед нами не сборник эссе, а лекции, которые читались реальным студентам, - ну представьте, что на занятиях по физике лектор будет ругать Ньютона и грузить слушателей тем, что он справился бы лучше и сформулировал закон тяготения гораздо раньше). Тех, кто видел не лишённую цинизма "расправу" с Чернышевским в романе "Дар", "метод Набокова" не удивит. Вот он берёт Достоевского. Достоевский - писатель, сильный идеями и особой психологией своих героев, особым "вайбом" своих текстов. Набоков, как известно, провозгласил "только лишь стиль" (и потому в своих текстах рядил обезьяну в парчу, то есть раздавал словесную роскошь по самым мелочным поводом, которые не соответствовали этому обрамлению, доводя эти тексты до вульгарной потери меры в украшениях) и отрицал идейную сторону литературы (злые языки говорят, потому что не умел в неё, - ну, оставим это на их совести). Таким образом, Достоевский максимально далёк от него, он ему неприятен, непонятен, он ему не нравится, равно как и не нравится Набокову его слава. Ну и Набоков начинает развенчивать. Он опошляет человека, опошляет его произведения, выбирая такой ракурс (Набоков призывает сразу договориться, что Достоевский - это создатель детективных историй, как Умберто Эк... кх-кх-кх), чтобы увести слушателя от их сути, от вещей, которые составляют их подлинную силу, их глубину, чтобы ты почувствовал какое-то презрение, брезгливость к героям. Нужно быть готовым, читая это, что Набоков либо обойдёт, либо скажет вскользь о вещах, которые вас действительно тронули в Достоевском. А вот Набоков берёт Горького. Горький - советский пролетарский писатель (Андре Жид вспоминает огромную опечаленную толпу на его похоронах). Ну как он может нравиться великому стилисту Владимиру Набокову? Никак. Но Горький для Набокова - мелкая рыбёшка, и он избирает другой метод расправы, нежели для Достоевского - он максимально краток, максимально формален, скучен, а для репрезентации Горького как писателя он избирает произведение... "На плотах". Ни у кого после такой лекции не возникнет желание знакомиться с Горьким, если он впервые услышал о таком писателя от ВВН. Хотя, если высказать свои впечатления, то разница между Горьким и Набоковым в том, что первый - это посредственная (на мой вкус), но литература, а второй -лишь искусная имитация её, раскрашенная мертвечина, насекомое в куске янтаря. И в целом создаётся впечатление, что задача Набокова была в том, чтобы убедить студентов в том, что русская литература (кроме избранных Самим) это эдакая кислая конфета, - из любопытства её можно немного погонять во рту, а потом выплюнуть: "Фу. Кака", - чтобы взяться за настоящие барбариски: "Защиту Лужина", "Дар", "Приглашение на казнь", "Лолиту" - творения человека, который "извёл гору бумаги, но при этом не сказал ничего". По итогу, узнать что-то важное или интересное из лекций нельзя, знакомиться через них с литературой - заранее обречённое мероприятие (лучше самому открыть её и без Набокова насладиться человечностью позднего Чехова, нюансировкой Тургенева или милой наивностью Толстого, который, чтобы показать, что перед нами "нехорошая" прогрессивная женщина, упоминает, что она курящая). Я бы сказал, что впечатления от "Лекций" - снобизм, но скажу иначе - всё в них только пошлость и вульгарность.